• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение

    «Детский сад общеразвивающего вида №16»

    Семинар-практикум:

    «Нетрадиционное рисование: Ниткография»

    Воспитатель:

    Шевацук Н.Ю.

    "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".

    В.А.Сухомлинский.

    Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность нетрадиционной техники рисования в детском саду. Познакомить педагогов с многообразием нетрадиционных техник рисования.

    Задачи: -Показать алгоритм выполнения работы по «рисованию» нитками. -Вызвать интерес к нетрадиционному художественному творчеству, способствовать развитию воображения воспитателей.

    Актуальность

    Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно, открывая перед ним новые возможности. Однако рисование карандашами, кистью и красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков рисования предметов и знания приемов рисования, а также приемов работы с различными красками. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку получаемый в результате его усилий рисунок получается непривлекательным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолевая страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.

    Сообщение «Формы нетрадиционного рисования»

    Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.

    Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений.

    Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей!

    Каждый ребенок – это личность. Они имеют свое мнение, свои способности, предпочтения и интересы. Но, все они без исключения любознательны, обожают играть и рисовать, даже если это и не совсем правильно получается. Именно для того, чтобы научить ребенка рисовать, привлечь его к миру прекрасного и просто, в процессе работы, донести до него новые знания, информацию, воспитать в нем те или иные качества, в детских садах используют нетрадиционное рисование. Наиболее часто применяемые техники – это:

    1. рисование руками (ладошками или пальчиками);
    2. рисунки штрихом;
    3. кляксография;
    4. рисунки по сырой бумаге;
    5. пластилинография;
    6. использование восковых мелков или свечи и акварели;
    7. набрызг;
    8. рисование с использованием природных материалов (веточки, листики и даже крупа);
    9. ниткография;
    10. коллаж и многие другие не менее интересные способы.

    Такое разнообразие в выборе способов и материалов для творчества развивает детскую фантазию, знакомит с свойствами материалов и с тем, как их можно применить на практике, позволяет перенести свое восприятие окружающего мира в рисунках. Сам творческий процесс является интересной игрой, которая дарит детям множество положительных эмоций. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя техники рисования. Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, да свободу для самовыражения, так же работа способствует развитию координации движений.

    Мастер-класс по технике «ниткография».

    Цель мастер-класса: знакомство с нетрадиционной техникой рисования – ниткографией

    Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, который поможет вам впомнить мощный и, где-то, неоправданно забытом инструменте в изобразительных средствах художника – «ниткография». Слово «ниткография» состоит из двух слов: нитка и графика (от «grafo» - «пишу») - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи... То есть, получается, «пишу ниткой» или проще - «рисую нитью».
    На этом необычном и очень интересном приёме мы хотим остановиться и рассказать о нём более подробно. Сейчас мы все вместе попробуем нарисовать с помощью нитей.

    Ниткография

    Хочу предложить вам шедевры создавать -
    Обыкновенной ниткой рисовать.
    Вот образ волка, кошки или льва,
    А может здесь носатая сова?
    Мышата зашуршали из-под нитки:
    - А где наши нарядные накидки!
    Чудная птица встала на крыло -
    Всё завертелось, кубарем пошло…
    И мысли вдруг зашевелились,
    Чудесной песней на листы полились,
    Волшебную нам сказку написали,
    Иголочку и нитку прославляли.
    А те и рады на бумаге танцевать,
    Фантазию лихую нам бы обуять

    Главная задача художника – ниткографиста: найти в петлях и крючках, оставленных нитью на листе, образы, которые можно распознать и использовать в рисунках.
    Главная цель таких занятий: создание условий для экспериментальной деятельности ребёнка в области освоения образности и символики цвета.
    Задачи:
    - учить детей обращаться к своему опыту, анализировать свои чувства, творить новые смыслы и формы;
    - развивать творческий потенциал детей: фантазию и образное мышление;
    - привить художественные навыки и эстетический вкус.
    Форма организации деятельности: индивидуально-практическая.


    Ниткография, доступно детям с 3-х летнего возраста. Чем старше ребенок – тем больше самостоятельности в рисовании, фантазировании, дорисовывании.

    Для занятий потребуется: гуашь, кисточка и мисочка, бумага, нитки (лучше № 10), пряжа или веревочка (в зависимости от выбранного способа рисования), карандаши или фломастеры для дорисовки.

    Ниткография, применяемая в детском саду поэтапно:

    Первый способ. «Ниткопись», доступный для маленьких детей метод ниткографии.
    Возьмите шерстяную или акриловую нить, немного распушите ее. Изображения, получаемые от нитей с большим ворсом, гораздо интереснее для детей. Длина нити – 40-45 см.

    1. Приготовьте обычный лист бумаги формата А4.
    2. Опустите нить в краску любого цвета.
    3. Положите нить на листок бумаги.
    4. Накройте лист с нитью другим бумажным листом. Можно использовать не два, а один лист. В этом случае его нужно сложить пополам и ниточку располагать между двумя половинами листа.
    5. Поводите нитью в любом направлении.
    6. Раскройте половинки листа (если используете один листок) или уберите второй лист (если работаете с двумя листами).
    7. Уберите нить с краской.
    8. Дорисуйте причудливое изображение, полученное от ворса нити, проявив фантазию.

    Второй способ.

    1. Возьмите основу для будущей картины. Как правило, в детском саду используется обычная или плотная бумага;
    2. Нанесите рисунок, который необходимо воспроизвести при помощи ниток, на бумагу (обычно это делает воспитатель, но простые узоры могут нарисовать и сами дети). Можно рисунок сделать простым карандашом, а можно воспользоваться прочными красками. Готовые схемы, найденные в интернете, тоже можно использовать в качестве шаблона для будущей картины. Если вы хотите, чтобы дети сотворили что-то сложное, возьмите фото рисунка и приклейте его к основе. Прямо поверх этого фото дети будут приклеивать нити;
    3. Нанесите клей при помощи кисточки по контуру изображения (с этим легко справятся сами дети);
    4. Приклейте нити по четко отмеченным границам. Нити нужно начинать приклеивать на не высохший клей, плотно прижимая их к основе;
    5. После выполнения контура рисунка, заполните его внутреннюю часть. Нитки можно приклеивать как по спирали, так и в хаотичном порядке. Главное условие – заполнение пространства внутри фигуры без пропусков, без «белых пятен»;
    6. Если в рисунке есть мелкие детали, то работу по созданию картины начинайте именно с них;
    7. После полного высыхания клея на всей поверхности картины, прогладьте ваш шедевр утюгом, используя марлю или тонкую ткань. Это позволит скрыть возможные неровности, образованные при выкладывании рисунка;
    8. Поместите ваше рукодельное творение в рамку. Рамку можно купить в магазине или сделать самим. Очень красиво смотрится оформленная картина с использованием паспарту.

    Такая ниткография, сделанная детскими ручками, уникальна, несет в себе неповторимую положительную энергетику.

    Третий способ

    1.Нанесите рисунок, который необходимо воспроизвести при помощи ниток, на бумагу Можно рисунок сделать простым карандашом или взять готовые.

    2.Мелко нарежьте толстую пряжу, (дети старшего возраста могут это самостоятельно, а для младших нужно подготовить)

    3.Наносим клей частями на рисунок и прикладываем подготовленную нитку.

    Четвертый способ

    Изонить (рисование нитью).
    Изонить – создание картин из нитей без использования клея. Нити по предварительно сделанной схеме выкладываются при помощи их переплетения и закрепляются декоративными гвоздиками или протягиваются в дырочки. Выполнение простых узоров в технике изонити доступно для старших дошкольников.

    Применение в рисовании этой нетрадиционной техники в детском саду, позволит сделать занятия детей увлекательными и интересными.

    Ниткография в работе с детьми вознаградит Ваш труд сполна! Дети научатся создавать маленькие шедевры изобразительного искусства, станут более усидчивыми, спокойными, будут стремиться к познанию нового.



    Список используемых источников

    1. Афанасьева С. Написать душу красотой // Дошкольное воспитание. – 1996 - №8.

    2. Ашикова С. Я. Я не умею рисовать // Обруч - 1997 - №5.

    3. Боровик О. В. Развитие воображения. – М., 2000.

    4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб, 1997

    5. Галанов А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству.- М., 2000.

    6. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1997.

    7. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М., 2000.

    8.Громов Е. С. Природа художественного творчества. – М., 1986.

    9. Гусакова М. Материалы и оборудование для занятий изодеятельностью. // Дошкольное воспитание - 1995 - №2.

    10. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству.- СПб, 2002

    11. Егорова Н. Приглашение к творчеству // Дошкольное воспитание – 1999 - № 1.

    12. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами //Дошкольное воспитание - 2004 - №2.

    13. Колобова Л. Путешествие по стране Рисовандии // Дошкольное воспитание - 1994 - №4.

    14. Комарова Т. С. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве \\ Дошкольное воспитание – 1991 - №12

    15. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990.

    16. Комарова Т. С. Обучение детей техническим навыкам и умениям // 37 Дошкольное воспитание – 1991 - № 2.

    17. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М., 1987

    18. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника.- М., 1996.

    19. Кудрявцев В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание - 1995 - №9-10.

    20. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. – М., 2004.

    21. Мелик-Пашаев А. А. , Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству.- М., 1995.

    22. Поддъяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии – 1990 - №1.

    23.Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Под ред. Казаковой Р. Г. – М., 2004.

    24. Розова С. Чудесный мир красок // Ребенок в детском саду -2002 - №3-7.

    25. Романова Р. Чем мы только не рисуем! // Дошкольное образование – 2000 - №3-4.

    26. Синельников В. Исследования воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание - 1993 - №10.

    27. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Ветлугиной Н. А. – М., 1972.

    28. Шклярова М. Рисуйте в нетрадиционной технике // Дошкольное воспитание – 1995 - № 11

    29. Юркова Н. Нет ошибок в рисовании // Обруч.


    Ниткография для детей


    Крутенкова Алёна Дмитриевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД "Дом детского творчества" с. Молчаново Томской области

    Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, где вы сможете познакомиться с мощным и неоправданно забытым инструментом в изобразительных средствах художника – «ниткография». Слово «ниткография» состоит из двух слов: нитка и графика (от «grafo» - «пишу») - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи... То есть, получается, «пишу ниткой» или проще - «рисую нитью».
    Главная задача художника – ниткографиста: найти в петлях и крючках, оставленных нитью на листе, образы, которые можно распознать и использовать в рисунках.

    Главная цель таких занятий: создание условий для экспериментальной деятельности ребёнка в области освоения образности и символики цвета.
    Задачи:
    - учить детей обращаться к своему опыту, анализировать свои чувства, творить новые смыслы и формы;
    - развивать творческий потенциал детей: фантазию и образное мышление;
    - привить художественные навыки и эстетический вкус.

    Форма организации деятельности: индивидуально-практическая.

    Занятие ориентированно на аудиторию от 5 лет и выше, без ограничения возраста.

    Для занятия ниткографией нам потребуется в большом количестве её величество Ваша Фантазия. А что такое фантазия? Нам поможет в этом разобраться щедрый и блестящий рассказчик Виктор Юзефович Драгунский.

    Фантазия

    Я - небесный верхолаз,
    Я по небу лазаю,
    А потом оттуда - раз! –
    Опускаюсь на землю.
    Ты не веришь? Ну и что ж...
    Все равно это не ложь,
    А моя фантазия.

    В моей голове тоже проснулась её Величество Фантазия, и родился маленький стишок, посвящённые этому способу рисования.

    Ниткография

    Хочу предложить вам шедевры создавать -
    Обыкновенной ниткой рисовать.
    Вот образ волка, кошки или льва,
    А может здесь носатая сова?
    Мышата зашуршали из-под нитки:
    - А где наши нарядные накидки!
    Чудная птица встала на крыло -
    Всё завертелось, кубарем пошло…
    И мысли вдруг зашевелились,
    Чудесной песней на листы полились,
    Волшебную нам сказку написали,
    Иголочку и нитку прославляли.
    А те и рады на бумаге танцевать,
    Фантазию лихую нам бы обуять!

    Для воплощения её величества Вашей Фантазии вам потребуются следующие материалы и инструменты : бумага, гуашь, тушь или акварель, перо, кисть, нитки разной толщины, игла, салфетки.


    Итак, за дело! Технология выполнения "ниткографии" необычайно проста.


    1. Берём белый лист бумаги, формат А-3 и сгибаем пополам – такой вариант приемлем на начальном обучении, а если вы увлечётесь, то можно брать 2 листа, не скрепленных между собой. Набираем краску на нитку с помощью кисти: нить опускаем в тушь, или краску.
    2. Произвольно укладываем нитку с краской петлями и зигзагами на лист бумаги.


    3. После того, как смоченная краской нить уложена, ее накрывают вторым листом. Оба листа плотно прижимают друг к другу рукой, а нить вытягивают за конец.


    Хорошо использовать толстую шерстяную нить - ворс оставляет на бумаге самые замысловатые силуэты.


    4. На одном листе можно укладывать ниткой несколько цветов. Они могут у Вас переплетаться между собой, а могут быть отпечатаны отдельно друг от друга.


    5. Для создания более интересных образов добавим иглу, при помощи которой прокалываем верхний лист в нужном месте, и вытягиваем нить через отверстие.


    6. После того как нить вытянута, у вас есть две зеркальные копии с замысловатыми рисунками, которые в последствии можно дорабатывать.
    Каждый раз получается два одинаковых рисунка. Их можно смотреть с любой стороны...



    Это перевёрнутый предыдущий рисунок...


    Один и тот же отпечаток даёт новые образы.


    Если вы будете наблюдательны, то вскоре сможете ловко управлять ниткой с иголкой.

    А теперь я хочу вам поведать сказку, которую с удовольствием сочинила и рассказываю своим воспитанникам на занятиях.

    Необыкновенное путешествие Ниточки и Иголочки

    Маленькая принцесса Ниточка сидела и скучала в своём потайном уголке. Она изучила все просторы своего королевства, научилась выполнять простые и сложные швы: от смётки деталей до изумительной тонкой вышивки гладью. Ей хотелось чего-то нового, необычного. Мамки-няньки Пальчики никогда не разрешали и шагу ступить без них, а ведь ей так хотелось самостоятельности…
    - Ты что делаешь? – нарушила её уединение служанка Иголочка.
    - Да вот, вот скучаю, - с грустью сказала принцесса Ниточка.
    - Слушай, а давай отправимся в путешествие! – весело и радостно предложила Иголочка.
    - Я бы с удовольствием, - вздохнула Ниточка, только вот мамки-няньки нас вряд ли отпустят. Да и куда же мы пойдём, если кроме своего королевства мы никогда ничего не знаем, - ещё печальнее и почти с отчаянием сказала Ниточка.
    - Подумаешь, - бойко возразила Иголочка, - путешествия для того и нужны, чтобы изучать различные страны… Помнишь, как старый граф Клубок рассказывал нам сказку о необыкновенной стране Изобразилии.
    - Да, помню, но как мы туда попадём, в эту страну Изобразилию?
    - Хватит ныть! – оборвала Иголочка. – Идём!
    Она схватила Ниточку за руку, и потащила за собой.
    - Куда ты меня тащишь? Да отпусти ты мою руку, и скажи, куда мы идём.
    - Куда, куда? Конечно же, к дедушке Клубку, - с улыбкой и озорством ответила Иголочка.- Что, ещё не дошло?
    - А вдруг он на нас мамкам-нянькам нажалуется? – всё ещё жалобным голосом на ходу говорила Ниточка, едва поспевая за Иголкой.
    - Как ты себе это представляешь? – остановилась, как вкопанная, Иголочка. - Чтобы такой заядлый путешественник, как граф Клубок побежал жаловаться? Ну, я тебя умоляю! Ему что, заняться больше нечем?
    - Наверно ты права, - уже более весёлым голосом ответила Ниточка. – Да отпусти ты мою руку. К дедушке Клубку я и сама пойду с удовольствием.
    Подруги быстро пробежали по улице Пуговичкиной, свернули на улицу Спицыных и оказались на улице Клубочкиных перед самым домом графа.
    - Ой, а что же мы скажем дедушке Клубку? – нерешительность опять овладела Ниточкой.
    - Подруга, ты такая странная. Конечно, мы ему расскажем всё, как есть. Смелее, за мной!
    Иголка громко постучала в дверь графа.
    -Кто там, - послышался весёлый, чуть охрипший голос.
    - Дедушка граф, это мы, Иголочка и моя подруга Ниточка.
    - Иду, иду – ответил дедушка. – Ну, здравствуйте, юные принцессы. Чем могу быть полезен?
    Здравствуйте, дедушка Клубочек, - как завороженные, ответили хором девочки. Они впервые были во владениях графа, и им очень понравился сад и его белоснежный замок. Вязаные колонны возвышались над деревьями и цветами. Белая беседка, с кружевной отделкой, утопала в цветущей яблоне, во всех уголках, как разноцветный ковёр, были всевозможные цветы: шикарные пионы, надменные нарциссы, красавицы розы. Всё было выполнено в одном стиле, сразу было видно, что здесь на славу поработали настоящие мастера.
    - Ну, так о чём речь – с улыбкой спросил дедушка Клубочек.
    - Мы хотели…
    - Знаете, что, давайте-ка пройдём в беседку, и там спокойно всё обсудим.
    Дедушка Клубок повёл девочек в глубину сада, к сказочно-красивой беседке. Он позвонил в вязаный колокольчик, и тут же появилась тонкая, очень изящная, его помощница Спица.
    - Уважаемая Спица, подайте нам, пожалуйста, чаю с мёдом и клубничным вареньем, - отдал распоряжение дедушка Клубок.
    - Сию минуту, - ответила Спица, и тот час же появилась с вязаным подносом, уставленным различными яствами. Она накрыла маленький изящный стол, который находился посреди беседки, и незаметно удалилась.
    - Угощайтесь, красавицы, - предложил дедушка Клубок.
    - Спасибо, - как во сне ответили девочки хором. Они стали пить чай, настоянный на розовых лепестках и перечной мяте вприкуску с клубничным вареньем.
    - Как вкусно! – восхищалась Ниточка.
    - Вот это угощение! – не скрывала своего восторга Иголочка. – Дедушка Клубочек, а не могли бы Вы проводить нас в страну Изобразилию, о которой вы нам рассказывали на празднике фантазёров.
    - В страну Изобразилию? – с хитринкой спросил дедушка Клубочек. - А зачем вам туда нужно?
    - Нам надоело сидеть в нашем королевстве, мы уже хорошо изучили все науки и решили отправиться в увлекательное путешествие, чтобы научиться чему-нибудь новенькому, - на одном дыхании выпалила Иголочка.
    - Путешествовать? Это здорово! А что скажут по этому поводу матушка Розовая бобина и уважаемая Игольница?
    - Нам уже пять лет, и мы сами можем отвечать за свои поступки, - с твёрдостью в голосе сказала до сих пор молчавшая Ниточка.
    - Хорошо, раз вы такие взрослые и самостоятельные, то конечно, я провожу вас в страну красок и кисточек. Это же не в тридевятом царстве находиться, и не за семью горами, а здесь, рядом, в соседнем королевстве.
    - Ура! – закричали девочки хором. – А когда мы туда отправимся? – с нетерпением спросили они.
    - Вы чай допили? – спросил дедушка Клубок.
    - Да, большое спасибо! Мы ещё ни разу не пили такой изумительный чай.
    - А добавки хотите?
    - Нет, - хором ответили Ниточка и Иголочка.
    - Ну, что же, тогда можно отправляться прямо сейчас в путь дорожку!
    - А что с собой нам надо взять,- не унималась Иголочка.
    - Хорошее настроение и немного фантазии, - ответил дедушка Клубок.
    - Тогда в путь! – весело и радостно защебетала Ниточка.
    Они без каких либо препятствий покинули Швейное королевство и через пять минут стояли на Главной выставочной площади страны Изобразилии. От изящества и красоты выставленных картин у Ниточки с Иголочкой с непривычки закружилась голова, и перехватило дух. Они никогда не видели столько картин, выполненных в различных техниках и жанрах. А как красивы и правдоподобны были запечатлённые мгновения! Девочки, вместе с дедушкой Клубочком, переходили от одной картины к другой, с восхищением рассматривали различные исторические сюжеты, портреты знаменитых людей, живописные пейзажи и анималистические жанры.
    - А хотите увидеть одну из мастерских, где создаются такие чудеса, – спросил дедушка Клубок.
    - Конечно, - захлопали в ладоши девочки. – Мы с удовольствием посмотрим на рождение картин.
    - Тогда нам сюда, - сказал дедушка, и вся компания свернула на улицу Вдохновения. Они зашли в ближайшую мастерскую и стали свидетелями спора двух барышень Кисточек. Одна из них была тонкой, как тростинка, другая полная противоположность: очень упитанная и своенравная дама.
    - Интересно, - сказала упитанная Кисточка. - Зачем нам такие худышки, как Вы?
    - Мы очень нужны в стране Изобразилии. Ведь нельзя завершить ни один стоящий рисунок без нас, тонких кистей, - парировала Кисточка-тростинка.
    - Что-то я сомневаюсь, – не останавливалась упитанная дама. - Смотри, какой насыщенный мазок, получается, из-под моего ворса.
    Она быстро опустилась в банку с гуашью и пробежалась по белоснежному листу бумаги.
    - Зато я оставляю тонкий, чуть видимый след.
    И Кисточка-тростинка оставила тонкий, чуть видимый след на листе.
    - А можно и мне попробовать,- не выдержала и перебила их спор Ниточка.
    - Может и у меня что-то получится, - неуверенно сказала Иголочка.
    Обе Кисточки мгновенно устремили свой взор на странную компанию.
    - Это кто тут пищит? Вас не учили не влазить в чужие разговоры? – сказали они хором, как будто и не заметили девочек.
    - Глубокоуважаемые дамы! Мы прибыли из Швейного королевства, - заступился за своих подопечных дедушка Клубок. Эти юные дарования решили попробовать свои силы на новом поприще.
    - Пусть попробуют, - вступилась за Ниточку и Иголочку тётушка Гуашь. – Я люблю, когда у кого-нибудь что-нибудь получается новенькое, – и она открыла свои владения для Ниточки.
    - Ух ты, - обрадовалась Ниточка, и опустила свой хвостик в Жёлтую краску. Но она была такая маленькая и лёгкая, что никак не смогла опуститься даже на три миллиметра в гуашь.
    - Давай, давай, - стали злорадствовать Кисточки. – Посмотрим, на что ты способна.
    - Я и сама не знаю, на что я способна, - чуть не заплакала Ниточка.
    - Дамы, вообще-то не прилично так встречать гостей из соседнего королевства, - вступился за Ниточку белоснежный галантный Лист бумаги и ловко расстелился перед ней.- Давай, девочка, не робей.
    - Прости нас девочка, просто, когда мы с сестрой начинаем ссориться, весь мир для нас перестаёт существовать. Я тебе помогу набрать краски, - виновато сказала Кисточка тростинка.
    Она заботливо помогла Ниточке окунуться по самые плечи в краску. Мягкая краска ласкала Ниточкино тело, уставшее от путешествия. Ниточка была счастлива. Она вылезла из краски и с удовольствием закрутилась на листе бумаги в необычную форму, но дальше что делать - не знала.
    Белоснежному листу стало жалко девочку, и он галантно накрыл её второй свободной своей половинкой.
    - Вот ты где! – закричали Мамки-няньки и с силой дёрнули ниточку из-под листа. - Мы с ног сбились, ища тебя, а ты здесь лежишь себе спокойно, прохлаждаешься - не унимались они.

    Мастер-класс по рисованию ниткой окрашенной гуашью с пошаговыми фото для детей от 6 до 10 лет.


    Матвеева Светлана Николаевна, учитель изобразительного искусства, МБОУ СОШ №9 города Ульяновска.
    Описание: Данный мастер-класс входит в цикл «Рисуем гуашью необычно» и предназначен для детей от 6 до 10 лет, а также для педагогов, родителей и всех творческих людей.
    Назначение: украшение для интерьера, подарок своими руками.
    Цель: развитие творческих способностей путём использования нетрадиционного приёма рисования.
    Задачи:
    - познакомить детей с новой техникой рисования;
    - учить детей рисовать гуашью;
    - учить поэтапно выполнять работу;
    - развивать мелкую моторику кистей рук, глазомер;
    - развивать творческое мышление, воображение и инициативу;
    - развивать чувство композиции;
    - воспитывать аккуратность при выполнении работы;
    - воспитывать интерес к художественному творчеству;
    - вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования.

    Добрый день! Предлагаю ответить, на несколько вопросов.
    1. Какую новую живописно-графическую форму изобрёл Анри Матисс? (Декупаж).
    2. Как называется часть света в северном полушарии Земли, где гуашь появилась только в XII веке? (Европа).
    3. Основной инструмент для нанесения красящих веществ на холст, бумагу или другую основу в живописи и графике, а также в каллиграфии. (Кисть).
    4. Как называется подлинное художественное произведение в отличие от подделки, копии или репродукции в области изобразительного искусства? (Оригинал).
    5. Изображение на плоскости, а также вид графики и основа всех видов изобразительного искусства?
    (Рисунок).
    Соединяем первые буквы отгадок и получаем слово ДЕКОР.


    Цветов неувядаемый букет
    Смотрел в окно с настенного декора
    И рассуждал: "Я проживу сто лет.
    Цветы в саду умрут довольно скоро.
    Им дождь и ветер вовсе не родня,
    И солнце беспощадно и жестоко.
    Условия получше у меня,
    Хотя живу, пожалуй, однобоко.
    Мной украшают мебель, и дома,
    Порталы, арки, потолки и своды…»
    В саду вздохнул сирени аромат:
    «Несчастный, он - лишь копия природы…»

    Сегодня снова поговорим о декоре.
    Декор предметов - это художественное оформление изделий. Предметы декора могут быть самые разнообразные - керамика, металл, дерево, текстиль.

    Декор на керамике

    Декор на гипсе

    Скульптурный декор стен

    Архитектурный декор фасада

    Декор интерьера помещения

    Декор на стене - роспись

    Декор на стене - фреска

    Лепной декор в Древнем Египте

    Настенный декор в Древнем Риме

    Скульптурный декор в Древнем Риме

    Древне Римский Колизей

    Декор предметов бывает простой или сложный , с применением различных техник и приёмов. Живопись, роспись, орнамент, декупаж, вышивка, создание необычных фактур при помощи необычных материалов (губкой, клеевым пистолетом, манной крупой, макаронами, нитками и др.), аппликация, набойка, литьё, чеканка, выжигание и другие.

    Декор подушек

    Декор пластинок

    Следует отметить, что декор создаёт дополнительную выразительность, связывая воедино в гармоничном ансамбле декорируемые предметы.


    Предлагаю Вам проверить себя. Презентация «Загадки декора».

    Сегодня открою Вам ещё один секрет декора , а также научу создавать удивительные декоративные композиции, которые получаются с помощью, обычных ниточек, окрашенных гуашью. Данный вид декора можно использовать в качестве украшений для интерьера, подарка, сделанного своими руками, а также при украшении упаковок, открыток, блокнотов и т. д.

    Необходимые инструменты и материалы:

    Белая или цветная бумага формата А4,
    - гуашь разных цветов,
    - ножницы,
    - крышка от коробки,
    - нитки,
    - блюдце для краски.


    И, как всегда не забудьте хорошее настроение, позитив и вдохновение!

    Ход работы

    Берём крышку от коробки.


    На крышку коробки размещаем альбомный лист.
    Для удобства можно прикрепить лист к дну крышки с помощью скотча.


    Далее на блюдце разводим гуашь нужного нам цвета с водой до консистенции сливок или жидкой сметаны. Отрезаем нитку длиной 40 – 50 см.
    Полезный совет или подсказка: можно брать нитки, как тонкие, так и потолще, например, шерстяные.


    Перед началом работы хорошенько перемешиваем полученную жидкость до однородного состояния и начинаем рисовать нитками. Можно сделать это двумя способами.
    Первый способ:
    Обмакиваем нитку и делаем оттиск на бумаге.






    Далее обмакиваем нитки в разные цвета и составляем из них сложные узоры, изгибаем, закручиваем.




    Полезный совет или подсказка: Для начинающих лучше использовать короткую нитку, чтобы рука быстро не уставала. Для опытных можно взять нитку подлиннее, чтобы получить красивые более изящные узоры.


    Экспериментируем по такому же принципу с другими цветами.


    В композицию добавляем тем же способом краски другого цвета.


    Пробуем смешивать разные цвета на одном листе или разные цвета на цветной бумаге.



    Второй способ:
    Нитку, окрашенную гуашью, размещаем, изгибая и закручивая, на одной половине листа. Лист складываем пополам и прижимаем ладонью. Нитку аккуратно вытягиваем.
    Разворачиваем лист...
    Немного ждём, чтобы картины подсохли.
    И, наконец, законченные картины вставляем в рамочки.


    Воспитатели, искренние любящие детей и увлечённые своей профессией, всегда стараются выходить за рамки традиционной программы по изобразительному искусству и периодически предлагают дошкольникам творить в нетрадиционных техниках. Детям очень нравятся такие занятия, ведь они предполагают большие возможности для самовыражения и проявления фантазии. Оригинальным же и доступным способом рисования является ниткография и ниткопись.

    Что такое ниткография и ниткопись

    Ниткография - это выкладывание с помощью толстой нити либо шнура изображений различных предметов. Нитка при этом приклеивается к основе. В результате получается необычная фактурная картинка, даже если выбираются несложные образы. Изображение может быть контурным или же объекты полностью «заштриховываются» пряжей.

    Изображение может быть контурным, или же объекты заштриховываются нитью

    Эта техника зародилась в Мексике. Местные мастера создавали картины с этническим колоритом из толстой шерстяной пряжи. Основа пропитывалась особой смесью с содержанием сосновой смолы и пчелиного воска, а разноцветные нити образовывали различные узоры. Благодаря простоте исполнения и малозатратности ниткография популярна и в наше время.

    Разновидностью ниткографии является ниткопись. Это рисование окрашенной нитью (удобнее всего гуашью). Она многократно и витиевато изгибается - в результате получается изящное и часто фантастическое изображение. Клей в такой картине уже не используется. С помощью окрашенной пряжи чаще всего рисуют цветы, бабочек, подводные, космические и волшебные пейзажи.

    Окрашенными нитками часто создают красивые цветочные композиции

    При этом законченный образ часто дополняется уже кисточкой.

    Конкретные детали образа дополняются кистью

    К рисованию нитками также относится изонить. При работе в такой технике на основе предварительно прокалываются дырочки по контуру изображения, и нити в них продеваются, формируя образ.

    По контуру объекта располагаются дырочки, в которые продеваются нитки

    Задачи использования техник ниткографии и ниткописи в детском саду

    Рисование нитками имеет большое значение для развития дошкольников, решает ряд важных образовательных, развивающих и воспитательных задач:

    1. Знакомство с новой техникой рисования. Дети осваивают новые изобразительные приёмы.
    2. Совершенствование зрительного восприятия. Малыши внимательно вглядываются в предметы, выделяют их конструктивные части, сохраняя при этом целостность восприятия. Кроме того, тренируется глазомер: ведь нужно прикинуть, какую нить по длине нужно взять для каждого элемента.
    3. Развитие мелкой моторики. Это очень важно, ведь у многих современных дошкольников наблюдаются проблемы в этой сфере: родители недостаточно занимаются с детьми дома, стараются покупать обувь на замках и липучках, а не на шнурках, пуговицы на одежде заменяются кнопками и пр. Развитая же мелкая моторика - это залог умения правильно и красиво писать в школе.
    4. Развитие творчества и фантазии. Есть ребята, которые боятся «чистого листа», неуверенные в своих возможностях. Необычная же техника раскрепощает их, превращает в маленьких волшебников.
    5. Совершенствование внимания, усидчивости. Занятия с податливой мягкой нитью успокаивают дошкольников, они работают более аккуратно.

    Кропотливая работа замечательно развивает мелую моторику и воспитывает в детях усидчивость

    Практиковать рисование нитками в детском саду можно уже со средней группы. Вначале это будут совсем простые образы, например, коллективная композиция «Корзинка с клубочками». Воспитатель выкладывает самый крупный элемент - корзину, а малыши дополняют её разноцветными клубочками (спиральки из ниток).

    Вначале воспитанники средней группы создают совсем простые образы

    Со временем работа усложняется, появляется более сложное контурное изображение и «штриховка».

    Необходимые материалы для занятий

    Рисование нитями предполагает необычные сочетания материалов и инструментов для работы. Так, для ниткографии понадобятся следующие предметы:

    1. Основа - любая шероховатая поверхность белого или иного цвета: плотная бумага, картон, бархатная бумага, кусочек фланелевой ткани, однотонный ковролин. Размеры заготовки не должен превышать формата А5. Кроме того, можно использовать шаблоны, изображающие какой-либо предмет: дети будут его украшать нитками.

      Основа может иметь форму какого-то предмета, которые дети будут украшать нитками

    2. Достаточно толстая (не менее 2 мм) шерстяная, акриловая или хлопчатобумажная нить. В средней группе можно даже дать шнурок диаметром 3–4 мм, но не синтетический (он не должен скользить). Нитка может быть заранее нарезана на кусочки, старшие дошкольники делают это самостоятельно на занятии. Длина цельной нити зависит от конкретных объектов рисунка.

      Нить для рисования нужно выбирать толстую и нескользящую

    3. Клей ПВА.
    4. Кисточки для клея, салфетки, клеёнки, ножницы.
    5. Тонкие деревянные палочки или зубочистки - для того чтобы нить ложилась ровнее.
    6. Для дополнения композиции можно предложить ребятам карандаши, фломастеры, акварель.

    Для ниткописи же необходим следующий набор материалов:

    1. Альбомный лист формата А5.
    2. Нити аналогичной фактуры и толщины, что и для ниткографии (длиной 40–45 см).
    3. Гуашь.
    4. Баночки для разведения краски с водой.
    5. Кисточки.

    Гуашь не должна быть старой и засохшей - жидкую разводить водой проще

    Основные приёмы ниткографии

    Вначале на основе выполняется рисунок простым карандашом. В средней группе это делает воспитатель, старшие же дошкольники - самостоятельно.

    После этого контур изображения промазывается клеем, затем к нему приклеивается нитка. Элементы образа можно полностью заполнить пряжей в соответствии с цветовым замыслом композиции.

    В зависимости от возраста дошкольников и степени развития их мелкой моторики можно использовать различные приёмы ниткографии: нити скручиваются в жгутики, завязывается в косички, формируются шарики, пучки, волны (изображение от этого становится ещё объёмнее).

    Нитки можно выкладывать эффектными волнами - это создаст эффект объёма

    Плотность и направление пряжи может быть любой. Например, круглые объекты удобно заполнять по спирали, квадратные и прямоугольные - параллельными линиями. Главное - избегать пространства между нитками.

    Элементы образа можно заполнять нитями по спирали либо параллельными линиями

    Как вариант можно мелко нарезать пряжу и заполнять ею рисунок.

    Изображение из нарезанной пряжи получается более объёмной

    После приклеивания нити нужно слегка прижать к основе руками или листом бумаги.

    Пошаговое выполнение композиции «Вишенки» в технике ниткографии

    1. На основе рисуются простым карандашом вишни на веточке.

      Рисовать вишни нужно простым карандашом

    2. Затем на контур нужно нанести клей.

      Клей наносится непосредствено на графический рисунок

    3. На клей прикладывается нитки чёрного цвета. Уложить её ровно поможет зубочистка.

      Уложить нитку ровно поможет зубочистка

    4. Затем нужно заполнить внутреннее пространство каждого элемента (ягоды, листики, веточка) клеем.

      Круглую вишню удобно заполнять ниткой по спирали

    5. Черенки заполняются параллельными линиями, а небольшие пространства короткими отрезками светло-зелёной пряжи.

      Длинные элементы заполняются такими же длинными параллельными линиями

    6. После этого тёмно-зелёные нити приклеиваются на листочки соответственно их форме, а коричневые - на веточку. Вишенки готовы.

      Листики имеют более тёмный оттенок зелёного, чем черенки вишен

    Видео: девочка-дошкольница изображает рыбку с помощью ниткографии

    Фотогалерея: детские работы в технике ниткографии

    Нитки можн оскручивать в жгутики, зплести в косички, формировать шарики, пучки - изображение станет только более объёмным и оригинальным Сложная пейзажная композиция, уместная для подготовительной группы Хотя между нитками остаётся пространство, композиция очень красивая, в том числе рамка в виде толстой косички из пряжи Простой вариант для самый первых занятий в технике ниткография Несложная композиция из фруктов для средней группы Контурное изображение, необычное тем, что нитки заплетены в косичку Сочетание длинных нитей и обрезков пряжи - вариант для старших дошкольников Тело кота украшено фантазийным орнаментом из ниток

    Видео: детские работы, выложенные нитками (видеоряд)

    Основные приёмы ниткописи

    Для рисования методом ниткописи вначале нужно немного распушить шерстяную нитку (её ворс создаст интересный эффект).

    Затем нить окунается в разбавленную водой гуашь и выкладывается на листе бумаги в виде произвольной фигуры.

    Нитку нужно смочить в краске, слегка разбавленной водой

    Затем основа накрывается другим листом, и изображение слегка растирается. После этого сначала убирается верхний лист, а потом аккуратно снимается нитка. Получается причудливое изображение. Остаётся дополнить его, подключив фантазию.

    Полученное изображение нужно дополнить деталями до получения желаемого образа

    Можно просто сложить лист пополам - получится сочетание ниткописи с монотипией. Результатом творчества станет изящная симметричная композиция.

    Ниткопись часто сочетается с монотипией - получаются изящные симметричные изображения

    Пошаговое выполнение композиции «Красивый цветок» в техники ниткописи

    1. Нить нужно окрасить в насыщенный голубой цвет и извилисто разложить на бумаге так, чтобы кончике её свисали.

      Нить нужно причудливо сложить и оставить снаружи её кончики

    2. Изображение накрывается вторым листом, сверху нужно придавить его чем-то тяжёлым, например, книгой. Затем нитка резко выдёргивается за кончики. В результате, когда уберётся второй лист, получатся два одинаковых рисунка.

      Что касается конкретной техники ниткописи, то обычно она не выносится в отдельное направление работы. Занятия проводятся в рамках кружка по ниткографии либо кружка по нетрадиционным изобразительным техникам (они чередуются в течение года).

      Техника рисования нитками интересна и доступна дошкольникам. Работы всегда получаются яркими и необычными, тем более ели воспитатель предлагает интересные темы для занятий. Многие ребята настолько вдохновляются творчеством, что продолжают и дома создавать оригинальные образы.

    Ниткография необычная техника рисования картины (фото)

    Ниткография необычная техника рисования картины (фото)


    В нашей стране ниткография стала популярна не так давно, но с каждым днем этот новый вид искусства находит все больше поклонников. Ниткографией увлекаются не только взрослые, но и дети. Даже малыши в детском саду с удовольствием создают свои первые картины. Рассмотрим эту необычную технику рисования при помощи ниток.

    Мастер-класс картины в технике ниткография

    Картины, выполненные с помощью ниткографии, всегда получаются очень яркими и красочными. Кроме того им можно придать дополнительный объем использовав «кудрявые» или «мохнатые нити для их создания».
    Перед тем как приступать к созданию будущего шедевра вы должны сначала подготовить все необходимые материалы:

    Подготовив все необходимые материалы, вы можете смело приступать к работе:

  • Сначала вам нужно будет найти в интернете подходящую картинку, распечатать ее и приклеить к основе. Или же если у вас есть определенный талант в рисовании то вы можете смело сделать набросок будущей картины, самостоятельно использовав для этого акриловые краски;
  • На фото мы видим все необходимые для работы материалы и инструменты, а также основу с нарисованным на ней изображением. Стоит отметить, что из такой простой на первый взгляд картинки, в последствии получится потрясающая ниткография;
  • Разобравшись с рисунком, вы должны будете при помощи кисточки нанести клей на линии, на которые вы в данный момент будете приклеивать ваши нитки. У начинающих творцов на этом этапе могут возникнуть некоторые трудности, поэтому можно посоветовать им, не торопиться и наносить клей на небольшие участки, так как в этом случае он не успеет высохнуть;

  • В первую очередь постарайтесь аккуратно выложить нитками основу вашего рисунка, а уже потом приступайте к ее заполнению и к выполнению более мелких деталей. Помните о том что ниткография – это довольно кропотливый труд ведь вы должны будете выкладывать ниточки вплотную друг к другу и не оставлять между ними зазоров. Заранее настройтесь на довольно долгую и требующую усидчивости работу. На данном фото видно, что работа начата с приклеивания нити к контуру рисунка и только после этого начинается его заполнение. Такая техника выполнения работ поможет вам создавать более аккуратные и красивые картины;
  • Постепенно приклеивая нитки к основе, вы заполните ими все свободное пространство, и ваша ниткография будет закончена. У начинающих, возможно, не сразу получится ровно приклеивать ниточки, поэтому они могут проутюжить через х/б ткань свою картину. При помощи утюга нитки немного прижмутся, и работа станет более аккуратной.
  • Законченную работу можно вставить в багет и украсить ею свою квартиру. Ваши близкие и родные люди будут удивлены, узнав о том, что вы, изучив, этот небольшой мастер класс, смогли самостоятельно сделать такую прекрасную картину.

    Что такое ниткопись

    Некоторые люди считают, что ниткопись это своеобразное рисование картин с помощью нити. Постоянные попытки художников найти вдохновение и попробовать что-то новое привели к тому, что многие из них стали увлекаться рисованием нитью.
    Рисуем картину, используя ниткопись:

    • в первую очередь подготовьте необходимые материалы: бумагу, кисть, нитки, тушь или гуашь; Затем намочите нитку в краске и, разложив ее петлями или зигзагами так, чтобы один ее кончик лежал на столе, накройте вторым листом бумаги;
    • прижмите верхний лист к нижнему и аккуратно вытяните нить. Затем снимите бумагу лежащую сверху.

    У вас получится два одинаковых изображения, которые вы сможете доработать при помощи кисти и краски. Дальше все зависит исключительно от вашей фантазии.

    Ниткопись и ниткография для детей

    В детском саду занимаясь с воспитателями-педагогами, малыши много времени тратят на развитие мелкой моторики и своих творческих способностей. Кроме того в большинстве садиков для детей проводятся дополнительные занятия на которых они рисуют красками и карандашами, лепят из пластилина, делают поделки, а также изучают ниткопись.

    Ниткопись хороша еще и тем, что с ее помощью можно изучать геометрические фигуры, цифры и даже буквы. Для детей младшего дошкольного возраста идеально подойдут занятия, во время которых они должны будут с помощью ниток составлять буквы или геометрические фигуры. Кроме того детям можно вкратце рассказать о том что такое ниткография и провести для них упрощенный мастер класс, во время которого они тоже смогут попробовать свои силы в этом новом направлении искусства.
    Для того чтобы в детском саду провести для детей урок по ниткографии вам нужно будет заранее раздать им все необходимые материалы:

    • листы бумаги формата А4 с уже нарисованными на них цветочками.
    • мелко нарезанные нитки трех разных цветов.
    • клей ПВА.

    Для детей такое занятие будет весьма полезным, ведь во время него они не только развивают мелкую моторику, учатся усидчивости, но и развивают свой художественный вкус.

    Видео: мастер-класс ниткографии для детей


    Основные схемы для ниткографии

    Ниткография в первую очередь привлекает к себе внимание тем, что она очень проста в исполнении, ее может освоить даже ребенок. Кроме того такой вид искусства как ниткография не требует каких-либо значительных финансовых затрат, а ведь это тоже является существенным плюсом.
    В ниткографии есть две основные схемы: окружности и угла. Освоив их, вы сможете самостоятельно вышить ромб, дугу, треугольник, квадрат и овал.
    Угол


  • Возьмите лист картона и на его обратной стороне нарисуйте угол;
  • Разделите каждую его сторону на одинаковое количество частей и сделайте проколы;
  • Прономеруйте каждую дырочку;
  • Возьмите нитку с иголкой и сделайте на ней узелок или закрепите ее конец при помощи скотча на изнаночной стороне картона;
  • Просуньте иглу с ниткой на лицевую сторону через отверстие под номером 1;
  • Протяните по лицевой стороне нитку и выведите ее на изнанку так, чтобы она попала в расположенное на противоположной стороне угла отверстие с номером 1;
  • Затем проденьте иглу с нитью в отверстие №2.

  • Начертите на изнаночной стороне окружность;
  • Разбейте ее на 12 равных частей;
  • Проколите и пронумеруйте точки прокола.
  • Заполните окружность по хордам. От того какой длины у вас будут хорды напрямую зависит частота заполнения самой окружности и размер ее внутреннего пустого круга.
    Ниткография в основном «построена» на основе этих двух схем. С их помощью вы сможете освоить все остальные геометрические фигуры и легко составите свою уникальную картину.
    Какой бы вид ниткографии или ниткописи вы не выбрали, главное помните о том, что любое творчество в первую очередь должно приносить удовольствие. Не бойтесь экспериментировать и «выпустите на волю» свою фантазию.

    Видео: урок необычной ниткографии