• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Осваиваем Уровни и Кривые

    Тонкая настройка преобразования цветного снимка в чёрно-белое изображение не единственный способ управления светотенью – распределением светлых, средних и тёмных тонов на изображении.

    После преобразования Вы можете воспользоваться такими корректирующими слоями (Adjustment layers), как «Уровни» или «Кривые», чтобы настроить контраст и распределение тонов на вашем итоговом изображении в оттенках серого. Корректирующий слой «Кривые» недоступен в Photoshop Elements, здесь вы можете применить лишь «Уровни».

    Применение Кривых

    С помощью корректирующего слоя «Кривые» вы можете выполнять более тонкую тоновую коррекцию в сравнении с корректирующим слоем «Уровни». В последнем доступно всего три точки для управления распределением тонов. Вы можете осветлять или затемнять лишь тёмные, средние и светлые тона. В то время как с помощью Кривых вы можете управлять любым тоном, любым участком гистограммы.

    При настройке корректирующего слоя «Кривые» вы можете поставить точку в любом месте диагональной линии. Затем перемещать её вниз, если хотите затемнить выбранный тон, или вверх, если хотите его осветлить. Также, вы можете поставить точку без её последующего перемещения вверх-вниз, чтобы зафиксировать тон.

    Кривые характеризуются широчайшим применением. На первых порах с их эффективным использованием могут возникнут сложности. Поэтому, возможно, вам будет проще начать с шаблонов тоновой коррекции, которые доступны из ниспадающего списка в верхней части панели настройки корректирующего слоя.

    Шаблоны задают готовые формы тоновой кривой и могут быть полезны в большинстве случаев тоновой коррекции. Одной из распространённых форм является S-образная кривая. Она повышает контрастность фотографии, а также служит для осветления или затемнения всего изображения.

    Усиление контраста

    Одной из наиболее распространённых задач на этапе обработки чёрно-белого изображения является усиление контраста. Здесь шаблоны не обладают гибкостью, поэтому они – лишь хорошая отправная точка. Применив шаблон, вы можете его скорректировать в соответствие со своими потребностями. Перемещайте существующие точки на тоновой кривой, добавляйте новые.

    Чтобы увеличить контрастность фотографии выберите из ниспадающего списка шаблон «Средний контраст» (Medium Contrast). Диагональная линия примет форму «мягкой» S-образной кривой, а контраст изображения слегка усилится. Чтобы углубить тени выберите точку в левой нижней части тоновой кривой, нажав на точке левой кнопкой мыши, и перемещайте точку вниз, например, с помощью клавиш навигации на клавиатуре. Чтобы сильнее осветлить светлые области изображения, выберите точку, расположенную в верхней правой части тоновой кривой, и перемещайте точку вверх.

    Выборочная коррекция

    Локальная тоновая коррекция осуществляется со времён зарождения фотографии и используется как выразительное средство.

    В отличие от того периода, когда печатью фотографий и, соответственно, их подготовкой занимались лишь отдельные специалисты или предприятия, в настоящее время вы можете сделать локальную тоновую коррекцию своих фотографий без дополнительных затрат времени и сил.

    Применение масок (Layer Mask) к корректирующим слоям «Кривые» или «Уровни» является самым простым способом коррекции обширных областей снимка, например, соответствующих небу. Таким образом, вы можете обработать часть изображения, в то время как другая его часть останется нетронутой.

    Настройте параметры коррекции (например, задайте форму тоновой кривой). Затем возьмите инструмент «Кисть» (Brush), установите прозрачность равной примерно 25% и рисуйте по маске корректирующего слоя чёрной «краской». Под тёмными областями маски действие корректирующего слоя на изображение будет проявляться в малой степени или совсем не будет, если области закрашены 100%-но чёрным цветом.

    Применение Уровней

    Светлые тона

    Светлыми тонами «заправляет» белый ползунок, расположенный в правой части гистограммы. Самая распространённая коррекция заключается в перемещении ползунка влево к правому краю графика. Если вы продолжите движение влево, то произойдёт потеря деталей в светлых областях снимка. Другими словами, вы искусственно создадите «пересвет».

    Тёмные тона

    Самый левый, чёрный, ползунок поможет вам настроить светлоту тёмных областей снимка. Перемещайте его вправо – к левому концу графика – чтобы углубить тени. Если вы хотите придать своей фотографии большей графичности, сместите ползунок немного вправо за правый край графика.

    Средние тона

    Помимо управления светлотой светлых и тёмных тонов Уровни позволяют настраивать средние тона с помощью серого треугольника, расположенного изначально по центру гистограммы. Чтобы осветлить средние тона перемещайте треугольник влево, чтобы затемнить – вправо.

    Особенности применения Уровней и Кривых

    Кривые обладают большей гибкостью, чем Уровни, поэтому настройкой светотени с помощью корректирующего слоя «Кривые» можно легко увлечься. Помните, что если в какой-то момент фрагмент тоновой кривой будет близок к горизонтальной линии, то изображение будет выглядеть неестественно «плоским», неконтрастным.

    Заметка о возможностях Photoshop Elements

    Версия программы 9 и более новые позволяют с ограничениями управлять формой тоновой кривой. Соответствующий инструмент называется здесь «Цветовые кривые» (Color Curves). Чтобы им воспользоваться, выберите в главном меню «Улучшить» -> «Скорректировать цвет» -> «Скорректировать цветовые кривые» (Enhance -> Adjust Color -> Adjust Color Curves). Вы не сможете установить в любом месте тоновой кривой точку, программа предоставляет вам возможность управлять различными сегментами кривой с помощью четырёх ползунков. Они отвечают за тёмные (Shadows), четверть и три четверти одновременно (Midtone Contrast), средние (Midtone Brightness) и светлые (Highlights) тона.

    Осваиваем инструменты «Осветление» и «Затемнение»

    Инструменты «Осветление» (Dodge tool) и «Затемнение» (Burn tool) являются преемниками классических аналоговых техник. Эти инструменты позволяют увеличивать экспозицию – осветлять (dodging) – или уменьшать экспозицию – затемнять (burning) – произвольных областей снимка.

    Аналогичного эффекта можно достичь методом локальной тоновой коррекции с помощью корректирующих слоёв «Кривые» и «Уровни», описанным ранее. Здесь же вы просто рисуете «осветлителем» или «затемнителем» по исходному снимку, не прибегая к использованию дополнительных слоёв и масок к ним.

    Лучше всего создать копию слоя, содержащего исходное изображение (Фоновый слой, Background layer), и рисовать инструментами «Осветление» и «Затемнение» по слою-копии.

    Такой приём упрощает оценку эффекта осветления-затемнения путём отключения-включения видимости слоя-копии и позволяет в любой момент вернуться к оригинальному изображению, если результат вас не устраивает.

    Основная ошибка при использовании рассматриваемых инструментов заключается в переизбытке эффекта. В итоге, факт осветления-затемнения бросается в глаза, и результат получается неравномерным.

    Чтобы получить равномерный и приятный для взгляда эффект установите значение параметра «Экспозиция» (Exposure) равным в пределах 3-5%. Маленькими постепенными «мазками» накладывайте эффект на отдельные участки изображения. Другой способ сохранить натуральность изображения при использовании инструментов «Осветление» и «Затемнение» – применять кисть с мягкими краями (установить параметр «Жёсткость» для кисти равным какому-то малому значению).

    Инструмент «Осветление»

    Вы можете выбирать тона изображения: тёмные, средние или светлые, - которые будут осветляться. Осветление светлых тонов приведёт к увеличению контрастности между тёмными и светлыми тонами. Осветление тёмных тонов, наоборот, ослабит контраст.

    Инструмент «Затемнение»

    Оказывает противоположный инструменту «Осветление» эффект. Вы также можете выбирать целевые тона: светлые, средние или тёмные. Затемнение тёмных тонов усилит контраст между светлыми и тёмными тонами в заданной области. Затемнение светлых тонов, наоборот, уменьшит контрастность.

    Практика. Пошаговое руководство

    Шаг #1. Выберите нужный инструмент

    Как только создадите слой-копию исходного снимка, выбирайте нужный инструмент («Осветление» или «Затемнение») на панели инструментов (Tools palette).

    Шаг #2. Скорректируйте светлые тона

    Установите в свойствах выбранного инструмента значение «Светлые тона» (Highlights). Рисуйте кистью инструмента «Осветление» по светлым областям изображения, если хотите усилить контраст. Наоборот, рисуйте кистью инструмента «Затемнение», если хотите ослабить контраст.

    Шаг #3. Скорректируйте тёмные тона

    Установите в свойствах выбранного инструмента значение «Тёмные тона» (Shadows). Рисуйте кистью инструмента «Осветление» по тёмным областям изображения, если хотите ослабить контраст. Наоборот, рисуйте кистью инструмента «Затемнение», если хотите усилить контраст.

    Тонирование чёрно-белых фотографий

    Цветовое тонирование чёрно-белых фотографий уходит корнями к обработке фотографий в тёмной комнате. Чаще всего снимку придавали цвет, подвергая его химической обработке, для того, чтобы предотвратить потерю контраста в процессе старения. Однако, цветовое тонирование использовалось как выразительное средство. В цифровой «тёмной комнате» в тонировании нет технической необходимости, оно отражает лишь ваши эстетические предпочтения.

    Тонирование одним цветом

    С помощью Photoshop вы можете «окрасить» чёрно-белое изображение различными способами. Самой простой способ – создать корректирующий слой «Цветовой тон\Насыщенность» (Hue\Saturation). Поставьте «галочку» напротив параметра «Тонирование» (Colorize), затем переместите ползунок с названием «Цветовой тон», чтобы придать изображению нужный цвет. Перемещайте ползунок «Насыщенность» (Saturation), чтобы менять чистоту цвета.

    Тонирование по кросс-процессу. Пошаговое руководство

    Шаг #1. Создайте корректирующий слой «Градиент»

    Выберите в списке корректирующих слоёв «Градиент» (Gradient Map). В появившемся диалоговом окне нажмите левой кнопкой мышки на параметр «Градиент» (Gradient). Во вновь появившемся окне редактора градиентов (Gradient Editor) выберите из предложенных шаблонов один с названием «Фиолетовый, оранжевый» (Violet, Orange). Подтвердите настройки слоя, последовательно нажав кнопки «ОК» в обоих окнах.

    Шаг #2. Отрегулируйте силу эффекта

    Сейчас фотография выглядит слегка психоделической, возможно, вам потребуется немного уменьшить силу эффекта. Выберите в ниспадающем списке-параметре «Режим наложения» (Blending Mode), расположенном в верхней части панели «Слои» (Layers), значение «Перекрытие» (Overlay). Дополнительно, попробуйте уменьшить значение параметра «Прозрачность» (Opacity) корректирующего слоя, для начала, до 50%.

    Все фотографии сделаны Крисом Рутером (Chris Rutter).

    Зачем снимать в черно-белом цвете

    Мы знаем, что все началось с черно-белых оттенков, так как цветная фотография не была доступна для первого поколения фотографов. Позже это было связано с импровизацией. Второе поколение фотографов испробовало свои свежие идеи на пленке. Но черно-белое изображение никогда не потеряет своего очарования. Оно обладает исключительным стилем и, что самое главное, цветная фотография порой проигрывает черно-белой в выразительности и символизме.

    В современном мире до сих пор многие с удовольствием ведут съемку в черно-белом формате, потому что это открывает более глубокое понимание характера сцены. И монохромные изображения вызывают дополнительные ощущения.
    Вам стоит прибегнуть к черно-белой съемке, когда цвета не имеют никакого значения в отображении характера картины, когда присутствует чувство тайны или особое настроение, или сильные эмоции, когда цвет может отвлечь внимание от сути картины или не в полной мере отразит сущность фотографии. В таком случае лучше нейтрализовать цвета сцены в одно монохроматическое изображение. Другими словами, это может выглядеть как компромисс для получения лучшего результата. Некоторые фотографии требуют этого подхода, а другие снимки не имеют выбора. Есть профессионалы, которые снимают в монохромном режиме на цифровых камерах, чтобы усилить свое видение черно-белой зоны.

    Зонная система (зонная теория Адамса)

    Один из пионеров и великих мастеров пейзажной фотографии Ансел Адамс придумал невероятную систему для представления фотографии с готовой картинкой. Эта концепция предварительной визуализации заставляет фотографа двигаться вперед. Хотя вначале система может показаться математической и сложной, она позволит вам технически освоить искусство фотографии.

    Используя зональную систему, вы примените научный подход к созданию искусства. Речь идет об управлении светом, расчете переменных и осознании тонкости изменения света. Разделение на светлые и темные тона дает объяснение о зонной системе.

    Качество света

    Для любого художника важно понимать концепцию света и то, как он интегрирует с окружающей средой или субъектом съемки. Различные физические свойства несут ответственность за то, что записывается датчиком, когда камера пропускает свет. Чаще всего отраженный свет, в зависимости от интенсивности и контрастности границы, добавляет конечному изображению больше динамического диапазона.

    Давайте вспомним разницу между зеркальным и диффузным (рассеянным) светом. Это может помочь вам производить чудеса с черно-белой фотографией. Говоря простым языком, зеркальный свет, как правило, возникает в том случае, когда источник света находится далеко от объекта съемки. Здесь присутствует высокая контрастность и, как следствие, яркие блики и острые темные тени. С другой стороны, рассеянный - это мягкий свет, который не дает резких теней и не поражает светлыми областями. Овладение этими легкими вариациями может помочь вам создавать чудесные черно-белые изображения, будь то на открытом воздухе или в вашей фотостудии.

    Экспозиция

    Любой профессиональный фотограф согласится с тем, что черно-белая фотография – это свет плюс экспозиция. Подход, с точки зрения экспонирования (проецирование изображения на светочувствительный элемент), остается одним и тем же, будь то пленочная или цифровая фотография. Как уже было сказано в зонной системе, изменение диафрагмы, безусловно, может принести изменения в любой части кадра.

    В процессе экспонирования пленочный вариант и цифровой будут отличаться. В первом случае мы наблюдаем S-образную кривую, а в цифровом – прямая на протяжении всего диапазона изображения. И, наконец, никогда не затемняйте переэкспонированные области, так как это не добавит ни одной детали, зато приведет к неприятным серым тонам.

    Пост-обработка

    Лучше с вниманием отнестись к редактированию снимков, так как многие фотографы не считают законченной картинку, которая не подверглась обработке. На этом заключительном этапе формирования фотографии первоочередную роль играет визуализация.
    Существуют различные методы для обработки черно-белых изображений, применение которых зависит от каждого отдельного художника и его представления конечного шедевра.

    Скорее всего, вы уже знакомы с основными нюансами использования редактора Photoshop. В конечном счете, надо понимать, когда ваш продукт готов. Обратите внимание, что добавление цветового тона может быть взаимосвязано с ядром фотографии, например, с настроением или эмоцией. А понимание теории цвета и экспериментирование с различными оттенками может качественно обогатить ваше черно-белое изображение.

    Осваиваем Уровни и Кривые

    Тонкая настройка преобразования цветного снимка в чёрно-белое изображение не единственный способ управления светотенью – распределением светлых, средних и тёмных тонов на изображении.

    После преобразования Вы можете воспользоваться такими корректирующими слоями (Adjustment layers), как «Уровни» или «Кривые», чтобы настроить контраст и распределение тонов на вашем итоговом изображении в оттенках серого. Корректирующий слой «Кривые» недоступен в Photoshop Elements, здесь вы можете применить лишь «Уровни».

    Применение Кривых

    С помощью корректирующего слоя «Кривые» вы можете выполнять более тонкую тоновую коррекцию в сравнении с корректирующим слоем «Уровни». В последнем доступно всего три точки для управления распределением тонов. Вы можете осветлять или затемнять лишь тёмные, средние и светлые тона. В то время как с помощью Кривых вы можете управлять любым тоном, любым участком гистограммы.

    При настройке корректирующего слоя «Кривые» вы можете поставить точку в любом месте диагональной линии. Затем перемещать её вниз, если хотите затемнить выбранный тон, или вверх, если хотите его осветлить. Также, вы можете поставить точку без её последующего перемещения вверх-вниз, чтобы зафиксировать тон.

    Кривые характеризуются широчайшим применением. На первых порах с их эффективным использованием могут возникнут сложности. Поэтому, возможно, вам будет проще начать с шаблонов тоновой коррекции, которые доступны из ниспадающего списка в верхней части панели настройки корректирующего слоя.

    Шаблоны задают готовые формы тоновой кривой и могут быть полезны в большинстве случаев тоновой коррекции. Одной из распространённых форм является S-образная кривая. Она повышает контрастность фотографии, а также служит для осветления или затемнения всего изображения.

    Усиление контраста

    Одной из наиболее распространённых задач на этапе обработки чёрно-белого изображения является усиление контраста. Здесь шаблоны не обладают гибкостью, поэтому они – лишь хорошая отправная точка. Применив шаблон, вы можете его скорректировать в соответствие со своими потребностями. Перемещайте существующие точки на тоновой кривой, добавляйте новые.

    Чтобы увеличить контрастность фотографии выберите из ниспадающего списка шаблон «Средний контраст» (Medium Contrast). Диагональная линия примет форму «мягкой» S-образной кривой, а контраст изображения слегка усилится. Чтобы углубить тени выберите точку в левой нижней части тоновой кривой, нажав на точке левой кнопкой мыши, и перемещайте точку вниз, например, с помощью клавиш навигации на клавиатуре. Чтобы сильнее осветлить светлые области изображения, выберите точку, расположенную в верхней правой части тоновой кривой, и перемещайте точку вверх.

    Выборочная коррекция

    Локальная тоновая коррекция осуществляется со времён зарождения фотографии и используется как выразительное средство.

    В отличие от того периода, когда печатью фотографий и, соответственно, их подготовкой занимались лишь отдельные специалисты или предприятия, в настоящее время вы можете сделать локальную тоновую коррекцию своих фотографий без дополнительных затрат времени и сил.

    Применение масок (Layer Mask) к корректирующим слоям «Кривые» или «Уровни» является самым простым способом коррекции обширных областей снимка, например, соответствующих небу. Таким образом, вы можете обработать часть изображения, в то время как другая его часть останется нетронутой.

    Настройте параметры коррекции (например, задайте форму тоновой кривой). Затем возьмите инструмент «Кисть» (Brush), установите прозрачность равной примерно 25% и рисуйте по маске корректирующего слоя чёрной «краской». Под тёмными областями маски действие корректирующего слоя на изображение будет проявляться в малой степени или совсем не будет, если области закрашены 100%-но чёрным цветом.

    Применение Уровней

    Светлые тона

    Светлыми тонами «заправляет» белый ползунок, расположенный в правой части гистограммы. Самая распространённая коррекция заключается в перемещении ползунка влево к правому краю графика. Если вы продолжите движение влево, то произойдёт потеря деталей в светлых областях снимка. Другими словами, вы искусственно создадите «пересвет».

    Тёмные тона

    Самый левый, чёрный, ползунок поможет вам настроить светлоту тёмных областей снимка. Перемещайте его вправо – к левому концу графика – чтобы углубить тени. Если вы хотите придать своей фотографии большей графичности, сместите ползунок немного вправо за правый край графика.

    Средние тона

    Помимо управления светлотой светлых и тёмных тонов Уровни позволяют настраивать средние тона с помощью серого треугольника, расположенного изначально по центру гистограммы. Чтобы осветлить средние тона перемещайте треугольник влево, чтобы затемнить – вправо.

    Особенности применения Уровней и Кривых

    Кривые обладают большей гибкостью, чем Уровни, поэтому настройкой светотени с помощью корректирующего слоя «Кривые» можно легко увлечься. Помните, что если в какой-то момент фрагмент тоновой кривой будет близок к горизонтальной линии, то изображение будет выглядеть неестественно «плоским», неконтрастным.

    Заметка о возможностях Photoshop Elements

    Версия программы 9 и более новые позволяют с ограничениями управлять формой тоновой кривой. Соответствующий инструмент называется здесь «Цветовые кривые» (Color Curves). Чтобы им воспользоваться, выберите в главном меню «Улучшить» -> «Скорректировать цвет» -> «Скорректировать цветовые кривые» (Enhance -> Adjust Color -> Adjust Color Curves). Вы не сможете установить в любом месте тоновой кривой точку, программа предоставляет вам возможность управлять различными сегментами кривой с помощью четырёх ползунков. Они отвечают за тёмные (Shadows), четверть и три четверти одновременно (Midtone Contrast), средние (Midtone Brightness) и светлые (Highlights) тона.

    Осваиваем инструменты «Осветление» и «Затемнение»

    Инструменты «Осветление» (Dodge tool) и «Затемнение» (Burn tool) являются преемниками классических аналоговых техник. Эти инструменты позволяют увеличивать экспозицию – осветлять (dodging) – или уменьшать экспозицию – затемнять (burning) – произвольных областей снимка.

    Аналогичного эффекта можно достичь методом локальной тоновой коррекции с помощью корректирующих слоёв «Кривые» и «Уровни», описанным ранее. Здесь же вы просто рисуете «осветлителем» или «затемнителем» по исходному снимку, не прибегая к использованию дополнительных слоёв и масок к ним.

    Лучше всего создать копию слоя, содержащего исходное изображение (Фоновый слой, Background layer), и рисовать инструментами «Осветление» и «Затемнение» по слою-копии.

    Такой приём упрощает оценку эффекта осветления-затемнения путём отключения-включения видимости слоя-копии и позволяет в любой момент вернуться к оригинальному изображению, если результат вас не устраивает.

    Основная ошибка при использовании рассматриваемых инструментов заключается в переизбытке эффекта. В итоге, факт осветления-затемнения бросается в глаза, и результат получается неравномерным.

    Чтобы получить равномерный и приятный для взгляда эффект установите значение параметра «Экспозиция» (Exposure) равным в пределах 3-5%. Маленькими постепенными «мазками» накладывайте эффект на отдельные участки изображения. Другой способ сохранить натуральность изображения при использовании инструментов «Осветление» и «Затемнение» – применять кисть с мягкими краями (установить параметр «Жёсткость» для кисти равным какому-то малому значению).

    Инструмент «Осветление»

    Вы можете выбирать тона изображения: тёмные, средние или светлые, - которые будут осветляться. Осветление светлых тонов приведёт к увеличению контрастности между тёмными и светлыми тонами. Осветление тёмных тонов, наоборот, ослабит контраст.

    Инструмент «Затемнение»

    Оказывает противоположный инструменту «Осветление» эффект. Вы также можете выбирать целевые тона: светлые, средние или тёмные. Затемнение тёмных тонов усилит контраст между светлыми и тёмными тонами в заданной области. Затемнение светлых тонов, наоборот, уменьшит контрастность.

    Практика. Пошаговое руководство

    Шаг #1. Выберите нужный инструмент

    Как только создадите слой-копию исходного снимка, выбирайте нужный инструмент («Осветление» или «Затемнение») на панели инструментов (Tools palette).

    Шаг #2. Скорректируйте светлые тона

    Установите в свойствах выбранного инструмента значение «Светлые тона» (Highlights). Рисуйте кистью инструмента «Осветление» по светлым областям изображения, если хотите усилить контраст. Наоборот, рисуйте кистью инструмента «Затемнение», если хотите ослабить контраст.

    Шаг #3. Скорректируйте тёмные тона

    Установите в свойствах выбранного инструмента значение «Тёмные тона» (Shadows). Рисуйте кистью инструмента «Осветление» по тёмным областям изображения, если хотите ослабить контраст. Наоборот, рисуйте кистью инструмента «Затемнение», если хотите усилить контраст.

    Тонирование чёрно-белых фотографий

    Цветовое тонирование чёрно-белых фотографий уходит корнями к обработке фотографий в тёмной комнате. Чаще всего снимку придавали цвет, подвергая его химической обработке, для того, чтобы предотвратить потерю контраста в процессе старения. Однако, цветовое тонирование использовалось как выразительное средство. В цифровой «тёмной комнате» в тонировании нет технической необходимости, оно отражает лишь ваши эстетические предпочтения.

    Тонирование одним цветом

    С помощью Photoshop вы можете «окрасить» чёрно-белое изображение различными способами. Самой простой способ – создать корректирующий слой «Цветовой тон\Насыщенность» (Hue\Saturation). Поставьте «галочку» напротив параметра «Тонирование» (Colorize), затем переместите ползунок с названием «Цветовой тон», чтобы придать изображению нужный цвет. Перемещайте ползунок «Насыщенность» (Saturation), чтобы менять чистоту цвета.

    Тонирование по кросс-процессу. Пошаговое руководство

    Шаг #1. Создайте корректирующий слой «Градиент»

    Выберите в списке корректирующих слоёв «Градиент» (Gradient Map). В появившемся диалоговом окне нажмите левой кнопкой мышки на параметр «Градиент» (Gradient). Во вновь появившемся окне редактора градиентов (Gradient Editor) выберите из предложенных шаблонов один с названием «Фиолетовый, оранжевый» (Violet, Orange). Подтвердите настройки слоя, последовательно нажав кнопки «ОК» в обоих окнах.

    Шаг #2. Отрегулируйте силу эффекта

    Сейчас фотография выглядит слегка психоделической, возможно, вам потребуется немного уменьшить силу эффекта. Выберите в ниспадающем списке-параметре «Режим наложения» (Blending Mode), расположенном в верхней части панели «Слои» (Layers), значение «Перекрытие» (Overlay). Дополнительно, попробуйте уменьшить значение параметра «Прозрачность» (Opacity) корректирующего слоя, для начала, до 50%.

    Все фотографии сделаны Крисом Рутером (Chris Rutter).

    Цветная и черно-белая фотография отличаются не только отсутствием цвета в последней. Монохромный снимок глубже раскрывает суть вещей, акцентируя внимание на самом интересном: линиях, формах, структуре, светотени. Работая с такими фото, вам нужно научится видеть краски в монохромном варианте.

    Композиция

    На таких композиция имеет гораздо большее значение, и все огрехи виднее. В первую очередь определите, что именно на снимке вы хотите подчеркнуть. В соответствии с этим выбирайте средства для достижения выразительности. Например, выделить морщины на старческом лице, сделать снимок более драматичным, можно с помощью резкости и контраста. Наоборот усилить женские качества, смягчить их – с помощью осветления некоторых участков.

    Представляя будущий ч/б снимок забудьте о сочных красках – они сольются в монохромной фотографии. А что же важно? Это полутона и вся их гамма. Диапазон хорошего снимка – от черного цвета до чисто белого. Тональность и контрастность – это главные отправные точки, от которых зависит успех вашей работы. Но надо заметить, что на черно-белых снимках темные участки будут выглядеть практически черными, поэтому старайтесь так построить сюжет, чтобы избежать больших «черных дыр».

    RAW

    Снимайте в цвете, черно-белой фотографию вы всегда успеете сделать. Поэтому используйте режим RAW и съемку черно-белой фотографии. Когда вы сделаете кадр, то на дисплее камеры вы увидите черно-белое превью. Но сам raw файл при этом «цветной». Так, загрузив фото в RAW конвертер, вы сможете конвертировать его как в ч/б, так и в цветной снимок.

    Для черно-белой съемка в RAW не менее важна чем для цветной, а возможно даже более значима. Связано это с количеством информации, сохраненной в RAW файле, по сравнению с JPEG, и ее важностью для последующей обработки. Если вы по каким-либо причинам можете делать кадр только в JPEG - делайте цветной. Не выбирайте режим ч/б внутри камеры. Изначально цветное фото в JPEG сохранит в себе больше информации для последующей обработки, чем черно-белый JPEG.

    Контраст

    В условиях отсутствия цвета, особенно важно убедиться, что ваши черно-белые имеют широкий диапазон тонов и сильный контраст, чтобы поддерживать интерес зрителя к кадру. Избегайте перенасыщения снимка серым цветом. Вместо этого используйте свет, чтобы получить более яркие элементы, которые будут задавать направление взгляду, и более темные части с глубокими тенями для обеспечения хорошего контраста.

    Сильного контраста легко добиться в яркий солнечный день, но будьте осторожны, не переэкспонируйте ваш кадр избыточным количеством света. Возможно, имеет смысл сделать поправку на одну или две ступени экспозиции вниз, чтобы ограничить количество проходящего света.

    ISO

    Планируя кадр в конечном результате сделать в черно-белым, используйте наименьшее из возможных ISO. Шум от высоких значений ISO на черно-белой фотографии будет очень заметен, хотя изредка это может создать эффект пленочной зернистости и будет на руку. Но эффект можно создать в редакторе, а убрать шум – сложнее.

    В основном, выразительность черно белого фото достигается наоборот через высокий контраст света и теней. Например, это может быть единственный точечный источник света в студии. Но, несмотря на это, многие фотографы предпочитают делать черно-белые снимки тогда, когда сцена малоконтрастна. Основой черно-белого фото служит сочетание светлого и темного в кадре. Поэтому хороший черно-белый снимок можно сделать и тогда, когда свет для «цветного» фотографа не интересен и скучен.

    Текстура и форма

    Второй нюанс, о котором следует помнить – это формы и текстуры. В цветной фотографии цвет и тональные переходы привлекают больше внимания, оттягивая его от формы, рельефа и текстуры объекта съемки. В ч/б это наоборот выходит на первый план. Если вы снимаете джинсовую ткань, то в цветной фотографии вы первым делом обратите внимание на их цвет, а в черно белой на передний план выйдет структура джинсовой ткани, отдельно торчащие ниточки на разрывах, складка на ткани…

    Небольшой совет для черно-белых пейзажей - обращайте больше внимания на небо. Чем более фактурное небо (красивые облака и тому подобное), тем более привлекательным будет . Черно-белый пейзаж с однотонным невыразительным небом как правило скучен, если нет ярко выраженного акцента на чем-то другом.

    Делая фото, смотрите именно на текстуру и воображайте, какой она будет в черных и белых тонах. Снимая цветок - смотрите не на его цвет, а на текстуру и форму лепестков. Снимая портрет - не на цвет волос и лица, а форму глаз и волосы. Поскольку у вас нет цветов, вы должны решить, как вы хотите изобразить форму. Форма изображается блоками светлых и темных областей на фото.

    Свет

    Вам нужно убедиться, что у вас есть достаточно света, чтобы захватить детали. Помните, что у нас нет цветов, чтобы выделить или создать детали. Мы должны позволить свету делать свое дело. Красивое голубое небо выглядит серым в черно-белой фотографии.

    Понимание источника света очень важно, поскольку различные источники фотографируются по-разному и с разными настройками. Спросите себя, откуда падает свет. Это может быть первичный источник света, такой как солнце или искусственная вспышка? Может быть, свет отражается от стены или отражателя.

    В первую очередь думаем о типах тени и контрастах, которые нам нужны. Прямой свет создает резкие темные тени. Рассеянный или непрямой свет создаст более мягкие тона. Для темной тени и резкой контрастной разницы между светом и тенью используйте прямое освещение. В других случаях, для оттенков серого и более мягкого вида лучше попробовать рассеянный свет.

    Определите тип глубины, размеры и детали, которые вы хотите получить на фото. Боковой свет даёт большие размеры. Прямой свет, падающий с переднего плана, подчеркивает текстуру и глубину. Свет сзади помогает сократить детали. Располагайте освещение согласно своему желанию.

    Для меня черно-белая фотография - это одно из самых интересных и вдохновляющих направлений в творчестве, это то, что люди называют увлечением или страстью. Она грубая и изысканная, натуралистичная и необычная, мощная и утонченная, загадочная и открытая, эмоциональная и спокойная, простая и сложная, она содержит в себе все оттенки от черного к белому. Черно-белые изображения связаны с истоками фотографии, однако то, что было когда-то лишь способом получения изображений, со временем превратилось в нечто более глубокое.

    Практика, практика и еще раз практика

    Опытные фотографы, занимающиеся черно-белой съемкой, могут видеть мир бесцветным. Они тренируют свое сознание воспринимать контраст и тона, игнорируя при этом отвлекающие их цвета. Это не тот навык, который вы сможете приобрести за короткое время, это то, что само придет к вам с опытом. Я не могу сказать, что я достаточно одарен черно-белым восприятием, но мне удается замечать некоторые сцены и объекты, которые требуют черно-белого формата.

    Один из способов, который поможет подготовить ваш мозг - это осознанное усилие или, другими словами, практика. Тревор Карпентер дал нам прекрасный пример, начав свое "октябрьское испытание". Он решил ограничить себя только черно-белой фотографией в течение месяца. Это позволило ему поэкспериментировать в этой среде и научиться на своих собственных работах. Резюмируя свой проект, он сказал: "Я заметил, особенно в последние дни, что, делая или продумывая снимок, я заранее ощущаю потенциал воздействия композиции в черно-белом формате".

    Сосредоточьтесь на контрасте

    Черно-белая фотография - это черный, белый и все тона между ними. Человеческий глаз по своей природе устроен так, что он воспринимает две вещи - интенсивность света и цвета. Когда мы убираем цвета, наш глаз становится более чувствительным к световой интенсивности. Человек воспринимает зоны контраста, благодаря этому он может отличать одну вещь от другой.

    Во время черно-белой съемки вашей основной задачей будет создать объект благодаря оттенкам серого. Используйте контраст для того, чтобы показать вашим зрителям, что важно, а что - нет. Отыскивайте сцены, которые сами содержат проявления высокого контраста, благодаря этому ваши черно-белые снимки с самого начала будут более выразительными.

    Во время обработки черно-белых фотографий использование возможностей Photoshop, таких как: уровни (levels), кривые (curves) и смешивание слоев (layers) - откроет перед вами широкие возможности для получения конечного изображения. Также вы можете использовать технику осветления (dodge) и затемнения (burn), которая является эффективным приемом повышения контраста. Эта техника работает хорошо благодаря тому, что она позволяет сосредоточиться на обработке определенных элементов изображения, не затрагивая прилегающие зоны.

    Сосредоточьтесь на текстуре

    В действительности, текстура - не что иное, как проявление контраста, однако она воспринимается совершенно иначе. Если задуматься, то текстура представляет собой постоянную или непостоянную структуру теней и света различной степени интенсивности. Черно-белая фотография во многом зависит именно от текстуры.

    Цвета добавляют дополнительный уровень к воспринимаемому человеком изображению, в связи с этим, они маскируют самые утонченные текстуры. Поищите места с интересными текстурами, поверхность которых может быть сфотографирована так, что будет подчеркнута специфика ее поверхности и проявится контраст.

    Решения, которые вы принимаете при обработке, так же могут оказать существенное влияние на текстуру. В процессе обработки черно-белого снимка у вас появляется возможность извлечь текстуру из ровной поверхности благодаря выбранному вами приему. В цифровой фотографии синие и красные каналы, как правило, содержат больше шума, чем зеленые, поэтому такие инструменты, как микшер каналов и черно-белый корректирующий слой в Photoshop позволят вам подчеркнуть текстуры, содержащиеся в снимке.

    Снимайте в цвете

    Это по большей части относится к цифровой фотографии. Если ваша камера предлагает вам выбор делать цветные или черно-белые снимки, никогда не выбирайте черно-белый режим. В действительности камера сначала делает цветной снимок, а потом переводит его в черно-белый формат.

    Программное обеспечение для обработки фотографий может сделать перевод гораздо лучше, так же у вас будут более гибкие возможности изготовления конечного изображения. Просто невероятно, насколько могут сильно отличаться фотографии, полученные в результате самостоятельной обработки, поэтому лучше не ограничивать себя еще до того, как изображение будет получено из камеры.

    Единственное исключение из данного правила, если вы используете черно-белый режим фотокамеры для того, чтобы понять, как сцена может выглядеть на итоговой черно-белой фотографии. Этот прием может помочь вам быстрее найти хорошие черно-белые сцены, но после того, как вы их найдете, верните камеру в режим цветной съемки и сделайте повторный снимок.

    Используйте цветные фильтры

    Для того, чтобы изменить оттенки снимков, фотографы, которые занимаются пленочной черно-белой съемкой используют фильтры. Вы когда-нибудь видели черно-белые снимки с темным небом и белоснежными облаками? Это не результат естественных условий, для этого применяются цветовые фильтры, позволяющие получать желаемый эффект. Использование подобных цветных фильтров с цифровой камерой вполне приемлемо, это не обязательно, но может дать вам определенные преимущества.

    Программное обеспечение, подобное Photoshop позволяет нам применять фильтры, которые при этом не подвергают изменениям исходное изображение. Благодаря программе, эти же результаты могут быть достигнуты при переводе из цветного в черно-белое изображение. Те, кто использует программу Photoshop версии CS3, заметят, что меню настройки черно-белого изображения дает возможность настройки и применения нескольких фильтров.

    Так что, если вы решите немного попрактиковаться в черно-белой фотографии, вам обязательно стоит думать об этих вещах до и после съемки. Любой человек может сделать черно-белый снимок, но вам потребуется немного больше мастерства и знаний для того, чтобы создать хорошую черно-белую фотографию.