• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Уходит осень кроткими и медленными шагами первоснежного и будто бы уже зимнего ноября. Уходит осень робкими и непостоянными талыми первыми снегами. Исчезает осень грязными шагами медвежьих лап из размытых дорог и вымокшей пожухлой листвой в октябрьских холодных дождях, что когда-то кружилась в вальсе листопадов и была ярим перецветом насыщенных осенних красок в по-осеннему теплых солнца лучах.

    Завершается унылая осенняя пора серебряной серостью и сизой дымкой влажных дождливых небес от октябрьских дождей, обещая падение снегов и обновление природы в белоснежном и прекрасном морозном декабре, в котором не страшны морозы. В белоснежном декабре витает атмосфера праздника и чуда, сбыточность мечт и исполнение желаний в преддверии светлого праздника Нового Года и мандариновый запах, аромат еловой хвои, ожидание сказки...

    Но не умолим уходящий ноябрь в завершении осенней поры. Не желает он завершать осенний печальный и грустный, унылый и хмурый период. Не желает он прятать осеннюю пожухлость листвы и пытается растопить постоянство выпадающих зимних снегов. Не хочет он обновления природы, в которой лик природы сменит размытый грязный осенний оттенок на белоснежную зимнюю улыбчивую и искристую чистоту, что голубыми снежинками будет сиять в морозных солнца лучах и окутает махровой искристой бахромой озябшие голые ветви стройных высоких дерев.

    В переломный и переходный осенне-зимний период извечно и яро спорят между собой уходящий осенний ноябрь и вновь пришедший зимний декабрь. Бунтуют переменчивые явления погоды, борясь за право правления в стихии природы:

    Не дам уйти осенней грусти и тоске (заявляет осенний уходящий и хмурый ноябрь)

    Не быть осенней грязи и хмурости вечно, не быть осенней тоске постоянно (говорит декабрь)

    Не укрыть тебе осенний ковер листопада в бывших ярких красках осенних (не отступает ноябрь в неравной борьбе с декабрем)

    Но не осталось уж тех насыщенных красок осенних, что перецветом сияли в теплых солнца лучах (не сдается декабрь)

    Пусть размыты дороги и царит пожухлость листвы в лужах осенних дождей (говорит ноябрь)

    Но неподвластен ноябрь явлениям природы (отвечает декабрь)

    Не дам уйти грусти осенней, не дам развеять сизую дымку хмурых осенних небес (не сдается ноябрь)

    Но не в твоей власти переменчивые явления природы, не хочу вечной грязи осенней и хмури. Желаю, обновления природы и ее белоснежную улыбчивую чистоту в декабрьских предновогодних морозах (не отступает зимний декабрь)

    Напрасны старания твои, декабрь. Не осилить тебе осени печаль, не быть чистым снегам в природной стихии. Не согреть тебе озябшие ветви дерев. Не дам сизые свинцовые небеса морозной лазурью окутать. Желаю постоянно видеть талость первовыпавших робких осенних снегов (не уступает свои права ноябрь)

    Не быть вечной хмури осенней и густым молочным туманам над реками в алом рассвете. Не возможна извечная талость осенних снегов (смело бьется декабрь за свои права)

    Не отступлю я в борьбе за с неохотой уходящую осень (отвечает ноябрь)

    Но не в силах тебе оставить осеннюю грязь и пожухлость листвы и размытые дороги октябрьскими дождями (заявляет декабрь)

    Не быть белоснежной зиме и обновлению природного уставшего лика. Не быть сказке волшебной в загадочной сказке зимы (нехотя сдается ноябрь)

    Зря стараешься, дружище. Будет зима и сбудутся людские мечты в Новогодней праздничной сказке, что вскоре свершится (смело отвечает декабрь)

    Может быть, зря я стараюсь преломить непоколебимые явления природы, но просто так не уступлю я дорогу мягкой, чарующей и волшебной принцессе зиме (говорит уставший ноябрь)

    Не быть вечной осени в явлениях природы (отвечает декабрь)

    Так и спорят извечно декабрь с ноябрем, борясь за права в переменчивых явлениях погоды и изменениях природы. Но не подвластны они явлениям природы, уходящим временам года. Напрасны споры между временами года.

    Время бежит, изменяется жизнь и меняется облик природы, как бы им не хотелось. Не быть постоянно весне или лету. Не быть извечной сказочной зиме или насыщенной перецветами красок осени. Как не быть постоянству унылых хмурых осенних или теплых летних дождей. Не быть вечно знойной летней жаре или веселой весенней капели и звонким ручьям, что растопят снега и с водой унесут в веселое лето...

    Праздник осени
    «Спор времён года»
    1- Тихо- тихо рядом сядем,
    Входит музыка в наш дом
    В удивительном наряде –
    Разноцветном, расписном!

    2. И раздвинулись вдруг стены –
    Вся земля видна вокруг
    Плывут звуки речкой пенной,
    Тихо дремлют лес и луг

    3. Вдаль бегут лесные тропки,
    Тают в дымке голубой
    Это музыка торопит
    И зовет нас за собой!

    4. Вслед за нею можем сразу
    В дальний путь пуститься мы,
    Побывать в гостях у сказок,
    У весны среди зимы

    5 .Тихо – тихо рядом сядем,
    Входит музыка в наш дом
    В удивительном наряде –
    Разноцветном, расписном!

    6. Королева Осень приближалась,
    Лето жаркое с природой распрощалось,
    И его осталось уж немного.
    Выйдешь в поле по краям дороги
    Желтая пожухлая трава.
    Осень заявляет о правах.

    7 Птицы улетают в теплые края,
    И деревья желтые осенью стоят.
    Падают листочки, в воздухе кружа,
    Стройные березки на ветру дрожат.

    8 Расцветают астры в цветнике моем,
    Я букетик сделаю, отнесу их в дом.
    Пахнут они осенью, яркие цветы
    Не найдешь прекраснее этой красоты.

    9 Клинья журавлиные по небу плывут
    И в края далекие нас с тобой зовут.
    Вот они, крикливые, улетают вдаль,
    Лета улетевшего нам немного жаль.

    10 И зима холодная скоро подойдет,
    Люди будут праздновать скоро Новый год.
    А пока хозяйкою осень здесь царит,
    Мелким-мелким дождиком тихо моросит.

    Ведущий.

    Осень Золотое время года, поражающее богатством цветов, плодов, фантастическим сочетанием красок: от ярких, бросающихся в глаза, до размыто-прозрачных полутонов.
    А ведь и правда, оглянитесь вокруг, всмотритесь: кованым золотом сверкает листва, ярко вспыхивают разноцветные фонарики астр и хризантем, капельками крови застыли на деревьях ягоды рябины, и бездонное осеннее небо удивляет обилие и яркостью рассыпанных по нему звезд.

    11-й ребенок
    Осень нас к себе на бал
    Сегодня пригласила
    Чтоб никто не опоздал,
    Осень попросила.
    И вот мыс здесь
    Сверкает зал,
    Теплом согреты лица,
    Пришла пора открыть наш бал
    И в танце закружиться.
    12-й ребенок
    Но где же Осень?
    Вдруг она забыла к нам дорогу?
    С делами, может быть она,.
    Замешкалась немного?
    Давайте осень позовём;
    Все дружно скажем:
    «На бал тебя мы, Осень, ждём!

    на сцену выходит Весна.

    Весна:
    Из дальних странствий я пришла,
    Я молода и весела.
    Сияю красотою,
    Зовут меня Весною.
    Со мною свита, посмотрите!
    Цветы весенние, войдите.
    В зал входят Подснежник и Сирень.

    Подснежник:
    Меня Подснежником зовут,
    Меня весною люди ждут.
    Я нежный маленький цветок,
    И тоненький мой стебелек.

    Сирень:
    А я, друзья, цветок пушистый.
    Хоть отцветаю очень быстро,
    Но людям в радость я несу
    Свою весеннюю красу.

    Ведущий:1
    Ты как, Весна, сюда попала?
    Еще ведь время не настало
    Звенеть капели за окном,
    Нести букет сирени в дом.

    Весна:
    Мне выжидать уж надоело,
    Хозяйкой быть я захотела.

    Появляется Зима. Вместе с нею Снеговик.
    Зима:
    Чего, Весна, ты разошлась?!
    Хозяйка тоже мне нашлась!
    Вот я хозяйничать умею:
    И рыхлый снег в полях белеет,
    Свежо, морозно поутру.
    Не зря меня Зимой зовут.
    И Снеговик мой верный друг,
    Пусть соберет детей всех в круг.

    Ведущий:2

    Зима пришла? Ну, как же так?
    Попали, дети, мы впросак!
    Все перепуталось на свете,
    Откуда же проказы эти?

    Уйти Весна должна отсюда,
    Теперь лишь я хозяйкой буду.

    Весна:
    А вот и нет! Я не уйду!
    Сейчас тебя я прогоню!

    В зале появляется Лето.

    Чего вы спорите, кричите?
    Вы лучше обе уходите!
    Ведь дети любят только лето.
    Со мною солнце, много света!
    В лесу поспеет земляника,
    В саду созреет ежевика.
    Душистый, пряный аромат.

    Ведущий:1

    И ты хозяйка? Вот так да!
    Все это просто ерунда!
    Сейчас не ваши времена,
    Пришла ведь Осени пора,
    Сбор урожая, сбор грибов.
    Да тут понятно все без слов!

    В зал входит маленький Стожок.

    Стожок:
    Ребята, милые друзья!
    Явился прямо с поля я.
    Я свежий маленький Стожок,
    Красивой Осени дружок.
    Она все косы заплетала,
    Меня с приветом к вам послала.
    Ее привет принес я вам.
    Сейчас вопрос один задам.

    Пожалуйста, скажите мне:
    Кто к нам приходит в сентябре?
    Кто золотит все на дворе?
    Кто поздним солнышком смеется
    И мелким дождиком прольется?

    Дети:
    Осень!

    Осень:
    Вы обо мне? А вот и я!
    Привет осенний вам, друзья!
    Вы рады встретиться со мной?
    Вам нравится наряд лесной?
    Я пришла на праздник к вам
    Петь и веселиться.
    Я хочу со всеми здесь
    Крепко подружиться!

    Какая важная персона!
    Здесь не хватает только трона!

    Зима (обращаясь к Лету и Весне):

    Прогоним Осень за поля,
    За города и за моря!
    Одни хозяевами будем,
    Про Осень дерзкую забудем!

    Весна, Зима и Лето прогоняют Стожка, радостно танцуют и хлопают в ладоши.

    Теперь уж Осень не придет, Ее не будет целый год!

    Ведущий:
    -А теперь давайте узнаем дети, все ли рады звери зиме после лета

    Выходят Белочка, Зайчик: Медведь: Сорока: Девочка: Мальчик:

    Белочка:

    ·Как из лета в зиму сразу?
    Не успела я запасы
    Так в дупло себе собрать!
    Что, придётся голодать?

    Зайчик:
    Пред зимою я линяю –
    Шубку серую меняю,
    А теперь меня Лисица
    Быстро словит! Не годится!

    Медведь:
    Время спать, а мне не спится!
    Это просто не годится!
    Не готов ко сну Медведь
    Хоть бы лечь и захрапеть!

    Сорока:
    Хоть спешит к нам Дед Мороз,
    Опечален он до слёз:
    Не успел найти подарки,
    Хоть подарков и не жалко,
    Но мешок он не собрал,
    А спешит уже на бал!
    Девочка:
    Да и мы ведь не готовы,
    Танцев мы не знаем новых,
    Нам без Осени нельзя!
    Что подскажете, друзья?

    Мальчик:
    Осень ждём, вернись скорей,
    В тёплый круг своих друзей!
    Ну-ка, песенка, звучи!
    Ну-ка, Осень, приходи!

    Дети поют песню

    Всё «Осень! Осень!» повторяют!
    Заладили, не понимают:
    Не будет Осени теперь.
    Ее прогнали мы за дверь.

    Звери начинают плакать.

    1 ведущий:
    Ну, вот. И что вы натворили?
    Сейчас я с вами тут поспорю:
    Иди ты, Лето, за Весною.
    Заведено в природе строго:
    За Осенью Зиме дорога.
    Ей землю снегом укрывать,
    Весне красою расцветать,
    И Лету солнце всем дарить,
    А осени все сохранить.

    В зале появляется Осень.

    Добрый вечер, мои друзья!
    Заждались, поди, меня?
    Лето жаркое стояло- долго власть не уступало,
    Но всему приходит срок –
    Я явилась на порог!

    Осень:
    Я на места расставлю все.
    И царство дивное мое
    Сияньем красок расцветает.
    Ячмень крестьянин собирает,
    Насушит сена для животных,
    Накормит кур, овец голодных.
    В лесу густом на целый год
    Грибов насушит без забот.
    Вот для чего нужна я людям.

    Зима:
    Теперь мы это не забудем.

    ТАНЕЦ
    Ведущий:
    Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень!
    Хорошо, что ты пришла,
    У тебя мы, Осень, спросим
    Что в подарок принесла?

    Осень: Принесла я вам муки.

    Ведущий:
    : Значит, будут пироги!

    Осень: А уж яблоки, как мёд!

    : Ведущий:
    На варенье, на компот!

    Осень: Принесла я мёду полную колоду!

    Ведущий:
    Ты и яблок, ты и хлеба,
    Ты и мёду принесла.
    А хорошую погоду
    Ты нам, Осень, припасла?

    Осень: Дождику вы рады?

    : Ведущий:
    Не хотим, не надо.
    ТАНЕЦ
    : Ведущий 2:
    Урожай у нас хорош,
    Уродился густо:
    И морковка, и картошка,
    Белая капуста,
    Баклажаны синие,
    Красный помидор
    Затевают длинный
    И серьёзный спор.

    СЦЕНКА: "Спор овощей"

    Морковь:
    Кто из нас из овощей
    И вкуснее, и нужнее?
    Кто при всех болезнях
    Будет всех полезней?

    Горошек:
    Я такой хорошенький,
    Зелёненький мальчишка.
    Если только захочу
    Всех горошком угощу!

    Свёкла:
    Дай сказать, хоть слово мне,
    Выслушай сначала.
    Надо свёклу для борща
    И для винегрета.
    Кушай сам и угощай,
    Лучше свёклы нету!

    Капуста:
    Ты уж, свёкла, помолчи,
    Из капусты варят щи.
    А какие вкусные
    Пироги капустные!
    Зайчики-плутишки
    Любят кочерыжки.
    Угощу ребяток
    Кочерыжкой сладкой.

    Огурец:
    Очень будете довольны,
    Съев огурчик малосольный.
    А уж свежий огуречик
    Всем понравится, конечно!

    Редиска:
    Я - румяная редиска
    Поклонюсь вам низко-низко
    А хвалить себя зачем?
    Я и так известна всем!

    Морковь:
    Про меня рассказ недлинный:
    Кто не знает витамины?
    Пей всегда морковный сок
    И грызи морковку -
    Будешь ты тогда, дружок,
    Крепким, сильным, ловким!

    Помидор:
    Не болтай, морковка, вздор,
    Помолчи немного.
    Самый вкусный и приятный
    Уж, конечно, сок томатный.

    Лук:
    Я приправа в каждом блюде
    И всегда полезен людям.
    Угадали? - Я вам друг,
    Я - простой зелёный лук.

    Картошка:
    Я, картошка, так скромна.
    Слова не сказала.
    Но картошка так нужна
    И большим, и малым!

    Баклажаны:
    Баклажанная икра
    Так вкусна, полезна

    Ведущий: 2
    : Спор давно кончать пора.
    Спорить бесполезно.

    (Слышится стук в дверь)

    Баклажан: Кто-то, кажется, стучит.

    (Входит доктор Айболит)
    Овощи: Это доктор Айболит!

    Айболит:
    Ну, конечно, это я!
    О чём спорите, друзья?

    Лук:
    Кто из нас - из овощей,
    Всех вкусней и всех важней?

    Морковь:
    Кто при всех болезнях
    Будет вам полезней?

    Айболит:
    Чтоб здоровым, сильным быть,
    Надо овощи любить
    Все без исключенья,
    В этом нет сомненья.
    В каждом польза есть и вкус,
    И решить я не берусь:
    Кто из вас вкуснее,
    Кто из вас нужнее?
    Учитель
    Осень сегодня полностью вступила в свои права. Мы благодарим эту осень, что она собрала нас всех на осенний бал. Впереди зима, весна, лето А потом снова осень. Сколько их еще будет в нашей жизни! Мы надеемся, что еще не раз зажгутся для всех нас в нашей школе золотые огни Осеннего бала. До новых встреч!
    Осень:
    А теперь я вас угощу по-осеннему. (Угощает яблоками.)
    ОСЕНЬ ПРОЩАЕТСЯ С РЕБЯТАМИ.

    Историки говорят: время для людей одной и той же эпохи может идти с разной скоростью. Современники, живущие рядом, на самом деле, могут существовать в разных исторических временах, разных хронотопах.

    Островский самостоятельно открывает закон исторической относительности. Поэтому время его пьесы имеет четкий календарь (около двух недель), но лишено точной хронологии. Калинов затерялся не только в пространстве, но и во времени, в тысячелетней истории России. Века пронеслись над ним почти бесследно.

    Здесь жители, особенно замужние женщины, как в старину, сидят взаперти, лишь изредка, по праздникам, выходя в церковь и на бульвар. Здесь не читают журналов и книг (даже очень старых, как Обломов или пушкинский дядя, заглядывавший в «календарь осьмого года»). Здесь редко куда-либо уезжают. Главным источником сведений о внешнем мире здесь, как в ХYI веке, оказываются рассказы странников, бывалых людей.

    В драме не случайно уделено так много места Феклуше. Хотя она не имеет прямого отношения к основному конфликту пьесы, сцены с ней открывают второе и третье действия. Без Феклуши обстановка калиновской жизни была бы неполной. Странница, как и Кабаниха, - хранительница преданий этого мира. Но она дополняет бытовые представления калиновцев географией, историей и философией.

    Феклуша бывала в Москве, но не увидала там ничего, кроме суеты, беготни, да дьявола на крыше, осыпающего бедных москвичей «плевелами»-соблазнами. Дьявольским изобретением, «огненным змеем» представляется Феклуше и виденный в Москве паровоз. Можно себе представить, как веселились образованные театралы-современники Островского, услышавшие в 1860 году подобную характеристику собственного города: они жили уже в другом историческом времени, где «Домострой» публиковали во «Временнике Императорского московского общества истории и древностей», а не жили по нему.

    Дальше, за Москвой, начинаются уж совсем фантастические земли, где живут люди с песьими головами, правят неправославные салтаны Махнут турецкий и Махнут персидский, судьи судят по неправедному закону. (Совсем как Феклуша будут рассуждать в четвертом действии гуляющие горожане: «Что ж это такое – Литва? – А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала»).

    Феклуша пересказывает и философское – весьма необычное – объяснение разницы своего и чужого, старого и нового времен (приблизительно так же сталкивались мифологическое время Обломова и историческое время Штольца в романе Гончарова). «Тяжелые времена, матушка Марфа Игнатьевна, тяжелые. Уж и время-то стало в умаление приходить. - Как так, милая, в умаление? - Конечно, не мы, где нам заметить в суете-то! А вот умные люди замечают, что у нас и время-то короче становится. Бывало, лето или зима-то тянутся-тянутся, не дождешься, когда кончатся; а нынче и не увидишь, как пролетят. Дни-то и часы все те же как будто остались, а время-то за наши грехи все короче и короче делается» (д. 3, явл. 1).


    Характеристики нового «короткого» времени Кулигиным и Феклушей, кажется, почти совпадают. Островский даже строит далеко отстоящие друг от друга фразы на синтаксическом параллелизме.

    «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»

    «Тяжелые времена, матушка Марфа Игнатьевна, тяжелые».

    Но на самом деле в позициях этих персонажей есть принципиальная разница.

    Кулигин осуждает нравы в «нашем городе » и хочет внести в него свет прогресса из большого мира: солнечные часы, прогулки на бульваре, «милость к падшим» (именно он советует Тихону простить жену).

    Феклуша, наоборот, осуждает большой мир и хочет спрятаться от него в благословенном калиновском Эдеме, который кажется ей воплощением всех добродетелей, потерянных в остальном мире. «В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!» (д. 1, явл. 3). «Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние. (Снова пред нами та же интонация и синтаксическая структура. – И. С.) Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто Содом, матушка...» (д.3, явл 1)

    Так возникают две противоположные точки зрения на мир Калинова.

    Кулигин видит город, в котором живет, как темное царство (после статьи Добролюбова это определение стало общепринятым, его использовал и Мельников-Печерский), где враждуют, мучают, истязают ближних. Феклуша – как благословенный райский город , в котором царствуют благолепие и тишина.

    Кулигин со своими солнечными часами, разговорами об электричестве, мечтой о вечном двигателе, цитатами из Державина и Ломоносова вызывает грубость и недоверие. «Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! <...> А за эти слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст! - ругается Дикой (д. 4, явл. 2).

    Феклуша со своими «знаниями» и «образованностью» – необходимая часть этого мира, ее серьезно выслушивают, ей послушно внимают, «Каких-то, каких-то чудес на свете нет! А мы тут сидим, ничего не знаем. Еще хорошо, что добрые люди есть: нет-нет, да и услышишь, что на белом свету делается; а то бы так дураками и померли», - простодушно восклицает прислуга Глаша (д.2, явл. 1).

    «Свой» Кулигин для жителей города – чужак. Пришлый человек странница Феклуша – своя, плоть от плоти калиновского мира.

    Но даже изображение часовщика-самоучки у Островского подчинено общим принципам изображения «сборного города». И сфера научных интересов Кулигина, и его несомненная литературная образованность – вызывающе несовременны. Не случайно общепризнанным прототипом Кулигина называют нижегородского механика-самоучку И. П. Кулибина (1735 – 1818). Фантастическим россказням о людях с песьими головами Кулигин противопоставляет научный миф о вечном двигателе.

    В «сборном городе» Калинове шестнадцатый век сталкивается с восемнадцатым. «Домострой» - с Ломоносовым. Представить в этом городе эмпирика и нигилиста Базарова с его опытами над лягушками или какого-то иного «нового человека» решительно невозможно. Изображенная в «Грозе» провинциальная жизнь еще не подозревает о таких героях.

    Можно сказать, что центральный конфликт «Грозы» строится на противопоставлении своих и чужих .

    Свои живут по законам Калинова, даже когда вроде бы их нарушают. Свой в этом мире Кудряш: он воюет с Диким его же оружием – руганью; его удаль и веселье входят в привычный кодекс поведения ухаря-купца. Своя и Варвара. Она не возмущается калиновскими порядками, а привычно обходит их с помощью обмана. «У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало» (д. 2, явл. 2).

    Это возможно потому, что истинная вера в домостроевские порядки давно уже утрачена. Они держатся, в основном, на лицемерии, формальном соблюдении прежних правил. В сцене прощания с мужем Кабаниха может заставить Катерину поклониться Тихону в ноги, но уже не решается приказать полтора часа выть на крыльце, ограничиваясь мягким осуждением. «Коли порядком не умеешь, так хоть бы пример-то этот сделала; все-таки пристойнее; а то видно на словах только» (д. 2, явл. 7).

    В предшествующем этому наставлению монологе Марфа Игнатьевна искренне опасается, что старые порядки закончатся вместе с нею: «Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта. Ничего-то не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят, а выдут на волю-то, так и путаются на покор да на смех добрым людям. Конечно, кто и пожалеет, а больше все смеются. Да не смеяться-то нельзя; гостей позовут, посадить не умеют, Да еще, гляди, позабудут кого из родных. Смех, да и только! Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю» (д. 2, явл. 6).

    К чужакам, которые отрицают домостроевские нравы и порядки относятся, кроме Кулигина, Борис и, конечно же, Катерина.

    Борис в ожидании наследства вроде бы во всем подчиняется дяде. Но он не может никак ему угодить не только потому, что Савёл Прокофьевич не любит отдавать деньги. Он, как и Кулигин, раздражает Дикого самим фактом существования, образованием, обходительными манерами. «Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал? Дармоед! Пропади ты пропадом! <...> Раз тебе сказал, два сказал: «Не смей мне навстречу попадаться»; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть. <...> Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. Вот навязался! (д. 1, явл. 2).

    Чужим постоянно ощущает себя в Калинове и сам Борис. «Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев здешних я не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак» (д. 1, явл. 3).

    Как победить в споре с человеком, который считает, что он всегда прав? Используйте эти приемы, чтобы добиться положительного результата или хотя бы сохранить энергию и не ударить в грязь лицом.

    Как спорить и выиграть?

    Каждый был в такой ситуации: посреди спора вы внезапно осознаете, что, независимо от того, что вы скажете или сделаете, ваш оппонент все равно выиграет спор. Не из-за того, что он использовал здравый смысл или логику, чтобы одержать победу, а из-за того, что у него имеется неутолимое желание всегда быть правым. Спор с подобным человеком может очень сильно раздражать, однако с подобным недостатком характера можно справиться. Помните, что постоянная нужда во всем быть правым скрывает панический страх оказаться неправым, и в результате этот страх толкает людей к тому, чтобы стараться выиграть всеми способами.

    Будьте сильными, но сохраняйте спокойствие

    Очень важно сохранять уверенность в себе, если вы считаете, что ваша позиция является правильной, и вы можете это подтвердить. В то же время, если вы позволите эмоциям стать частью уравнения, то вы получите рецепт катастрофы, потому что для вашего оппонента это будет признаком слабости. Люди, которые считают себя вечно правыми, обычно очень гордятся тем, насколько они рациональны.

    Поддерживайте каждую свою точку зрения аргументами

    Ваш оппонент все время будет пытаться уничтожить ваши аргументы, поэтому вам необходимо всегда иметь четкие доказательства для каждой точки зрения, которую вы выражаете. Даже для такого человека будет сложно сломить хорошо организованную защиту. А это означает, что вам необходимо как следует приготовиться к предстоящему противостоянию. Конечно, это не всегда возможно, потому что споры обычно возникают в самые неподходящие моменты, но вам нужно постараться быть готовыми всегда.

    Предоставляйте факты, а не мнения

    Мнения прекрасны, однако они не имеют никакой силы во время конфликта. Конечно, то, как вы себя чувствуете, имеет значение, но вы не сможете использовать это, чтобы выиграть в споре. Вам стоит попробовать вместо этого использовать факты, которые невозможно опровергнуть. Также вы можете попросить, чтобы ваш оппонент предоставил факты либо доказательства. Точная статистика и конкретные результаты исследования вряд ли всегда будут у вас под рукой, но вы всегда должны иметь какие-нибудь данные, если хотите выиграть в споре.

    Выходите из спора

    Если вы чувствуете, что сражение становится безнадежным, вам стоит двигаться дальше. Например, если вы спорите со своим коллегой на работе о том, кто является лучшим футбольным полузащитником всех времен, вы вряд ли когда-либо закончите. Существует слишком много способов, чтобы показать, что ваш игрок хуже. Поэтому вам стоит отказаться от подобного спора и сконцентрироваться на вещах, которые могут быть гораздо более обыденными, но при этом оказывают влияние на вашу настоящую жизнь.

    Избегайте сарказма

    Сарказм считается одной из низших форм юмора, а также он часто используется для того, чтобы обидеть кого-то или сделать кому-то больно. Во время спора очень легко скатиться до сарказма, однако он не позволит вам укрепить вашу точку зрения. Использование сарказма выставит вас мелочным и жалким оппонентом в споре. Вам стоит всегда сохранять гордость в любом споре, в котором вы участвуете.

    Подумайте об альтернативах

    Только лишь то, что ваш оппонент всегда считает себя правым, не делает его всегда неправым. Правда заключается в том, что ваш оппонент иногда может выиграть по делу. Вам стоит на момент задуматься о его точке зрения. Может ли он на самом деле быть правым на этот раз? Возможно ли то, что его склонность к тому, чтобы никогда не отступать, заставила вас занять настольно выраженную оборонительную позицию, что вы перестали смотреть на ситуацию с точки зрения другого человека?

    Сохраните энергию на следующий раз

    Уходите от спора, потому что победа в нем далеко не всегда стоит тех усилий, которые вы на него потратите. Сохраните энергию, которую вы могли бы потратить в битве, которую проигрываете, и сохраните ее на другой раз. Не стоит поддаваться негативным чувствам из-за того, что вы отказались от спора, даже если вы считали, что были правы и выигрывали. В конце концов, что вы выиграете, если будете спорить с человеком, которые отказывается принимать идеи и точки зрения других людей?