• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Упражнения для развития навыков чтения для учащихся младшего школьного возраста

    Основная цель данных упражнений - совершенствование навыка чтения, т. к. слабая техника чтения неизменно сказыва ется на понимании прочитанного. У начинающего читателя понимание прочитанного слова часто идёт не вместе с чтением, а после него, когда он проследит весь буквенный ряд.

    Постепенно глаз получает возможность за бегать вперёд и понимание осуществляется вместе с чтением. Перечислим наиболее значимые упражнения этого набора:

    1. Читай по кругу целыми словами столбики и строчки слов, повторяя после каждого все предыду щие слова максимально быстро. НАПРИМЕР: ДОМ, ДОМ - ЗУБ, ДОМ - ЗУБ - НОС, ДОМ - ЗУБ - НОС - ЛЕС, ДОМ - ЗУБ - НОС -ЛЕС - СЫР,...

    2. Читай как одно слово служебные слова с тем словом, к ко торому они относятся. Например: в лесу, по реке; и сказала.

    3. Читай скороговорку многократно от начала до конца « по кругу» постепенно увеличивая скорость чтения, показывая паль цем читаемое слово. Устройте соревнование с помощью секун домера.

    4. Выбери 2-3 предложения, прочитай первое слово, а затем, быстро повторив первое слово ещё раз, прочитай второе; повто рив первые два, читай третье и так до конца. НАПРИМЕР: «СЕ ЛИ». «СЕЛИ ГУСИ». «СЕЛИ ГУСИ НА ВОЛНУ». «СЕЛИ ГУСИ НА ВОЛНУ ВЕЧЕРОМ» Старайся каждый раз читать предыду щие слова всё быстрее, дойдя до конца предложения, ещё раз прочитай его.

    5. Выполни упражнения на расстановку логического ударения (выделяя голосом наиболее важные по смыслу слова. Прочитай, расставляя логические ударения в вопросе и ответе:

    Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.

    Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.

    Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.

    6. Выполни упражнения регулирующие темпы чтения.

    Темпы чтения: МЕДЛЕННО, но целыми словами, плавно. СРЕДНЕ - норма чтения со всеми правилами вырази тельности. БЫСТРО - скороговорка.

    7. Чтение отрывков в разных темпах.

    а) Чтение, с изменением силы звучания голоса: ТИХО -ОБЫЧНО - ГРОМКО; ГРОМКО - ТИХО - ОБЫЧНО;

    8. Читай только вперёд, не повторяя прочитанное. Читая предложение, старайся вспомнить подобные картины и поста райся передать своё отношение к прочитанному.

    9.Выбери 2-3 предложения и читай их по очереди со взрос лым, записывая время:

    Взрослый: 23 сек, 21 сек, 19 сек, 17 сек.

    Ребёнок: 1 мин.16 сек, 1 мин, 50 сек, 46 сек

    Далее предлагаются конкретные задания по типу которых каждый педагог может составить подобные . Назначением этих упражнений является совершенствование технической успешности чтения младшего школьника без насилия, на основе развития интереса к данному виду деятельности.

    1. . Найди в каждом столбике слова, которые отличаются одной буквой. Соедини их стрелкой.

    ОСЫ мак

    Кот усы

    Рот кит

    рак рог

    2.Скажи, чем похожи и чем отличаются.

    ДЕРЕВО и КУСТ, РУЧКА и КАРАНДАШ, ПОРТФЕЛЬ и СУМКА

    3.К аждый последующий слог произноси всё громче, затем всё тише:

    Ра-ру-ры-ри-рэ-ре. за-зу-зы-зи-за-зя

    4.Исправь ошибки.

    Бьётся как рыба о мёд.

    Лентяй да шалопай - два родных врата.

    5.Прочитай предложения с интонацией вопроса и ответа.

    Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг.

    6.Прочитай и напиши названия птиц. Для этого

    надо переставить слоги.

    НИЦАСИ РОКАСО ВЕЙЛОСО ЛИНФИ

    Читай слова в столбиках и строчках « по кругу»

    Кит

    и у кита

    хомяки

    кот

    у кота

    тюлени

    заяц

    бобр

    растут у бобра

    мотыльки сверчки

    морж

    у моржа

    тигры

    крот

    отпустил

    львы

    лиса

    и у лисы

    мыши

    Все слова первого столбика измени по образцу лиса - лисы.

    Все слова третьего столбика измени по образцу; лисы – лиса

    7.Прочитай скороговорку, причитывай по одном слову.

    У осы не усы, не усищи, а усики.

    8.Читай, причитывая по одному слову. А где ты сделаешь паузу и возьмёшь дыхание?

    Медведь не по одной ягодке срывает, а вес куст целиком обсасывает.

    9.Прочитай предложение с интонацией: удивле ния, осуждения, возмущения.

    Ну и жадный же ты, мишка!

    10.Читай: сначала тихо, а закончи чтение очень громко; сначала очень громко, а закончи очень тихо.

    Смотри, объешься - живот заболит.

    11. Какие они по-твоему? Соедини слова стрелками.

    Волк осторожная, хитрая.

    Лиса злой, жадный.

    Заяц запасливая, пугливая.

    12. Расставь правильно перепутанные слоги:

    дыш-когнёз

    точ-ки-лис

    гол-и-ки

    13. Найди и напиши по пять слов, которые спрятались в этих слогах:

    Ли-са-ды-ра-ки-ты

    ла-па-ра-но-ша-лун

    14.Найди в каждой строчке имя и напиши рядом.

    ФЫВАИВАНГОР _________

    САШАИТЮБЬЛТ _____________

    ОНМАКНГТАНЯ _________________

    15.Прочитай предложения. Следи за вдохом и выдо хом.

    Была гроза (вдох) и гром. Была гроза и гром, (выдох). Саше не слышно было, (вдох) прошла ли гроза.

    Почему киты молчат? Ничего не говорят.

    Почему киты молчат? Ничего не говорят.

    Почему киты молчат? Ничего не говорят.

    17.Предложение прочитай с интонациями: удивления, сомнения, радости.

    "Хорошо в лесу осенью!"

    17.а)Сопровождай фразу: "Я очень рад" различными жестами:

    Протяни радостно руку для приветствия,

    Отдёрни руку испуганно,

    Сердито пригрози пальцем,

    Пожми равнодушно плечами,

    Подзови хитро к себе.

    18.Прочитай слова в порядке усиления действия:

    пронеслась, прошла, пробежала

    19.Соедини пословицы в левой части с половинкой правой.

    Ученье – свет, а по уму провожают

    По одежде встречают, и не будет скуки

    Не сиди сложа руки а неученье – тьма

    20.Исправь ошибку.

    Рог до ушей - хоть завязки пришей.

    21.Читай скороговорку « по кругу», увеличивая скорость.

    Наш Полкан попал в капкан.

    22. Прочитай предложения, распределяя правильно дыхание.

    (вдох) И дом у него без печки (вдох) - \просто собачья будка, (вдох) \а там соломка постелена, (вдох) \а ему не холодно.

    23.Какой слог надо добавить, чтобы получились слова? Напиши эти слова.

    Мисс___ реп___ масс____ чаш___ лож_____

    24. Среди букв спрятались названия зверей. Найди и подчеркни.

    ФЫВАПРЕНОТМ

    ЯЧСМЕДВЕДЬ

    ЭЖДВОРОНАПА

    КЕНРОМЫШИ

    Расставь паузы «/».

    Лиса тащит детям то мышк у, то птицу, то зайца . Сядет в сторону и следит как лисята добычу ловить учатся.

    26. К данным словам подбери слова с противополож ным значением.

    Глубокая-? Длинная- ?

    Чистая - ? Грустная- ?

    Сядет - ?

    27.Читай как одно слово предлоги со словами.

    На рыбалку от воды к реке на берегу за поплавком

    28. Исправь ошибки.

    На безрыбье и бак - рыба.

    Под лежачий камень мода не течёт.

    Купить кита в мешке.

    29. В каком порядке можно поставить эти слова?

    Ручей, лужа, пруд, река, море, океан, озеро

    30.Прочитай слова и найди среди них такие, которые можно читать наоборот.

    РЕКА, КАЗАК, СУМКА,

    РЮКЗАК, ШАЛАШ, БЕРЁЗА.

    31.Ответь. Кто летает? Бегает? Плавает?

    Сорока, собака, воробей, щука, заяц, лещ, воро на, аист, тюлень, снегирь, журавль, пчела, жи раф, мышь, окунь, волк, синица, акула.

    32.Вычеркни буквы, которые повторяются дважды. Что написано?

    ТЮИГЮФРЖЯДЫШЧМЫКБЭМЗ ВЯЗЛЧАЭЕДСОПКАЖЭБОУШП

    33. Буратино подчёркивал буквы как на образце: А и Б . Найди ошибки.

    Й Ц У А К Е Е Н А Н Г Ш Б Ш Щ Д Ф Х Ъ Ф А Ы В А П Е Р О Л Е Д Ж Э А Я Ч С Е Б И А Т Ь Б Ю Й Ц Б


    Упражнения для развития техники чтения

    Работа в начальных классах сложна тем, что ученики быстро теряют интерес к какому- либо виду работы. Особенно это заметно на уроках чтения. Чтобы избежать подобной ситуации, увлечь детей и добиться хороших результатов, я поступила следующим образом. Составила список всевозможных упражнений, направленных на формирование навыков чтения, известных из литературы, собственного опыта и опыта других учителей (банк заданий). Все виды работ разделила на три группы (хотя деление довольно условное): задания, направленные на отработку техники, выразительности и осмысленности чтения.

    Упражнения для развития техники чтения .

    1.Чтение вслух.

    2.Чтение про себя.

    3.Чтение жужжащее.

    4.Чтение хором.

    5.Чтение в темпе скороговорки.

    6.Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).

    7.Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.

    8.Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.

    9. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.

    10. «Буксир»:

    а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

    б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.

    11. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.

    12. «Прыжки». Чтение через слово.

    13. «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.

    14. «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова в предложении.

    15. «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.).

    16.Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.

    17. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.

    18. «Фотоглаз»:

    а) на доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;

    б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к кадру.

    19. «Угадай»:

    а) антиципация слов, предложений, пословиц;

    б) чтение текста через решетку.

    20. «Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.

    21. «Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задается вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.

    22. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.

    Упражнения для формирования навыков выразительного чтения .

    1.Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.

    2.Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор).

    3.Чтение скороговорок.

    4. «Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.

    6. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.

    7.Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.

    8.Чтение одного предложения с разной интонацией.

    9. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.

    10. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.

    11.Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление и ослабление голоса.

    12.Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.

    13.Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.

    16.Чтение по ролям.

    18.Инсценирование.

    19.Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором».

    20.Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.

    Упражнения для понимания смысла текста .

    1.Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

    2.Озаглавливание текста.

    3.Деление текста на части, составление плана.

    4.Определение темы текста, главной мысли.

    5.Определение типа текста.

    6.Подбор иллюстрации к тексту.

    7.По иллюстрации определить содержание текста.

    8.Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.

    9.Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.

    10.Работа по вопросам учителя. Учебника или ученика.

    11.Чтение для подготовки к пересказу.

    12. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.

    13.Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.

    14.Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.

    15.Распространение предложений. В 1-2 классах по вопросам учителя, в 3-4 –самостоятельно.

    16.Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:

    а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;

    б) придумать продолжение рассказа;

    в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.

    17.Составление кроссвордов по тексту.

    18.Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.

    19.Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.

    20.Подбор загадок к словам из текста.

    21.Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.

    22.Составление ребусов к словам из текста.

    При подготовки к уроку я выбираю из банка несколько упражнений (в зависимости от класса, текста, целей урока и др.) и отмечаю это в списке. Хорошо видно, какие задания уже выполнялись, а над чем еще предстоит работать.

    На каждом уроке выполняются следующие виды заданий: работа над артикуляцией, разучивание скороговорок, словарная работа, жужжащее чтение.Для работы над техникой чтения одно упражнение использую несколько уроков подряд. После того как дети привыкают к заданию и большинство начинает его успешно выполнять, я выбираю новое задание. Работа по формированию выразительности и осмысленности чтения проводится в медленном темпе. Иногда одно и то же задание выполняется в течение 1-2 месяцев.

    Такая работа позволяет достигнуть неплохих результатов.

    Банк заданий постоянно пополняется. В следующем учебном году начатая работа будет продолжена.

    Упражнения для развития техники чтения

    *** Чтение с закладкой. Закладка движется на читаемой строке, закрывая уже прочитанный слог слева от ученика. Это исключает повторы и ускоряет чтение.

    1. Чтение про себя со звуковыми помехами (для подавления артикуляции. Затем пересказать текст или ответить на вопросы): во рту колпачок, звучит музыка или ребенок отстукивает ритм (малыши просто ритмично стучат, либо им стучит учитель, более взрослые отстукивают сложный ритм)

    2. Чтение вслух с артикуляцией (скороговорки, интонация, выражение).

    3. Чтение хором (с исправлением ошибок, не бубнить) – дети догоняют друг друга, подтягиваются, а торопящиеся не суетятся, читают со всеми.

    4. Чтение жужжащее:

    а) все читают в своем темпе, но не в полный голос;

    б) все читают про себя, а вслух жужжат, как насекомое.

    в) «Канон» .Один ребенок начинает читать текст, другой читает то же, но отстает от первого на 3-4 слова (как при пении канона).

    5. Чтение в темпе скороговорки (любой текст. Можно начать с одного предложения и постепенно увеличивать объем текста на один вдох).

    6. Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу. Смена чтеца по знаку: хлопку, называя имя – так лучше концентрация, т.к. не знают, кто следующий).

    7. Круговое чтение . Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз (по порядку, затем текст нужно пересказать).

    8. Динамическое чтение . На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах («ёлочка» на увеличение см. Зотов, впоследствии можно и на убывание) – приучают переключаться с короткого на длинное, видеть слова целиком. Читать хором / по одному, меняться по команде.

    9. Бинарное чтение (один текст читают два ученика одновременно) – удерживает внимание, объединяет детей, сплочает.

    10. «Очередь» = «Эхо» (сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст в том же темпе, с той же интонацией) – начать со столбиков, затем предложения и тексты.

    11. «Буксир» (парами учитель + ученик, лучшее для прогресса )

    а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

    б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.

    12. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену. Когда ведут дети, это смысловое чтение.

    13. «Голова и хвост» . Учитель или ученик начинает читать предложение в знакомом тексте, дети быстро его находят и дочитывают все вместе (сканирование, беглое чтение про себя, понимание) Можно взять столбики слов.

    14. «Прыжки» . Чтение вслух через слово, затем рассказать, о чем был текст.

    15. «Первый и последний» . Чтение вслух первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова в предложении, а затем называние слова целиком / пересказ предложения.

    16. «Прятки» . Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а; состоит из двух слогов; с ударением на последнем слоге; в нем Х гласных и У согласных и др.).

    17. «Кто быстрее?» На доске или карточках написаны короткие предложения, на столе лежат тексты (около 3-5 штук). По сигналу ученики ищут в текстах данные предложения.

    18. «Фотоглаз» :

    а) на доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;

    б) учитель показывает кадр диафильма, дети должны вспомнить подпись к нему.

    19. «Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.

    20. «Угадай» : антиципация слов, предложений, пословиц (объяснить значение непонятных слов из текста своими словами); либо чтение текста через решетку.

    21. «Сканирование» . За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации (например, ищут ответ на вопрос: имя главного героя, возраст – ищут опорные слова). Варианты этого упражнения:

    а) "Спринт". Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав губы и зубы, а после прочтения отвечают на сформулированные перед чтением вопросы. проводится такое упражнение перед чтением вслух каждого текста.

    б)"Чтение-разведка" Оно используется с целью обучения детей вертикальному чтению. Дети на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы. Так дети учатся находить в тексте главное. На уроках русского языка Можно предложить поиграть в разведчиков, т.е. найти в тексте словарные слова или слова на какое-то правило.

    22. «Счет слов» . На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задается вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.

    23. Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом.

    ПЫлеСОС СнеГИри

    ВоРОбьИ ТЕтерЕВочЕК

    24. «Хвосты» . Чтение только второй половины слов. Данное упражнение ведёт к резкому уменьшению ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями. (Задание: Прочитай текст, произнося вслух только подчёркнутую часть слова).

    25. «Заколдованное слово» . Первое слово читается обычно, второе (или подчёркнутое) − справа налево. Это упражнение развивает способность перцептивной и речедвигательной систем работать при одновременном функционировании двух противоположных установок (на хорошо знакомые, привычные образы и на новые) и гибко переходить от одной к другой. Подчёркивается сначала каждое второе слово, затем слова, несущие основную смысловую нагрузку.


    Упражнения для формирования навыков выразительного чтения

    1. Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов

    (см. Зотов БА – ВЫ – ГО; ЫЦ – УШ – ЕМ; кот – фыц – рев – дым).

    2. Чтение скороговорок (на одном выдохе несколько разных или одну несколько раз).

    3. Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор).

    4. «Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд (читаем их громче, чем остальное слово, или всё слово про себя, а окончание вслух).

    6. Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений из текста.

    7. Чтение одного предложения с разной интонацией. (Можно весть текст прочитать с вопросительной или с восклицательной интонацией).

    8. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца, затем стараться читать на одном выдохе как можно больше.

    9. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, текста, ученики повторяют его с той же интонацией. Дать детям придумать интонацию, а все повторяют.

    10. Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление и ослабление голоса – дети помечают значками /, | и т.п.

    11. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса, артикулируя всё чётче.

    12. Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.

    14. Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.

    15. «Чтение по ролям». Ребенок выбирает себе героя, подбирает ему голос, тембр, интонацию (развивает речь, снимает внутренние барьеры, т.к. читает герой, а не я)

    17. Инсценирование – вслепую выбрать маску, реквизит, войти в роль (снимает стеснение и страх. Можно устроить кукольный театр).

    19. Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно (типа концерта, выбор произведения самостоятельный, жюри из детей же).

    20. Дикторское чтение.

    а) Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором».

    б) Текст пишется на рулоне обоев, который двое помощников сворачивают. Диктор читает, не подавая вида, что читает, как рассказывает, с выражением.

    Чтение – вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико, так как без умения сосредоточиться, организовать внимание, правильное чтение невозможно. Значит, обучение чтению должно включать в себя как обязательный элемент развития навыков умственной концентрации сосредоточение.

    Поэтому ученикам предлагаются задания, позволяющие повысить уровень внимания, развить такие свойства внимания, как усидчивость, распределение, переключение, а также увеличить объём внимания.

    Память – это динамический процесс, поэтому качественные и количественные показатели памяти определяются степенью активности психической деятельности человека.

    Известно, что объём оперативной памяти у взрослого человека составляет 7 + 2 единицы хранения. У младшего школьника – на 2 единицы меньше. Этой единицей хранения может быть буква, слог, слово, фраза, идея.

    Таким образом, для повышения эффективности чтения нужно сделать содержание этих единиц хранения более ёмкими, т.е. для повышения эффективности восприятия и запоминания текста при чтении необходимо объединить считываемую информацию в крупные информационно-смысловые блоки (словосочетания, предложения, идеи).

    Первая группа – упражнения, направленные на развитие внимания, памяти.

    «Фотографирование» различного рода картинок, предметов. Учащиеся за одну минуту должны запомнить всё, что изображено.

    Например, учитель показывает иллюстрацию к сказке. Перед демонстрацией необходимо предупредить учащихся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команд «Приготовиться! Внимание!» даётся команда «Фотографируем».

    · Найди лишнюю букву (фотографируем): а, о, в, у, и. Дети должны за 30 секунд запомнить все буквы и назвать лишнюю (буква «в», т.к. она согласная).

    · Найди лишний слог:

    бо, но, ко, со, кы, ро («кы», т.к. остальные с буквой «о», а этот с буквой «ы»).

    · Найди лишнее слово:

    река слон

    речка лев

    ручей мак

    ручка тигр

    ручеёк ягуар

    (В первом столбике слова – ручей, река, речка, ручеёк – родственные слова, значит лишнее слово – ручка. Во втором столбике лишнее слово – мак, т.к. слова – лев, тигр, ягуар – животные, а мак-цветок).

    · Раздели слова на две группы:

    а) корова, соловей, коза, ворона, овца, сорока.

    1 группа - «Домашние животные»

    2 группа – «Птицы» .

    б) заяц, горох, ёжик, медведь, капуста, волк, огурец.

    1 группа – «Животные»

    2 группа – «Овощи».

    · Пересказ ранее прочитанных текстов без предупреждения (долговременная память).

    Игра "Синонимы" /"Антонимы" хорошо развивает как память,

    так и воображение. Найди в каждом столбике слова с противоположным значением. Соедини их стрелкой.

    · «Прыжки». Чтение через слово.

    · «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова в строчке; первого и последнего слова в предложении.

    · Каждый день заучивание четверостишья:

    В. Берестов «Снегопад»:

    День настал,

    И вдруг стемнело.

    Свет зажгли. Глядим в окно.

    Снег ложиться белый – белый.

    Отчего же так темно?

    · Заучивание мини зарисовок, показывающих, как в одном-двух предложениях можно красиво и полно описать обыденное.
    «Только цветы на кустах светились отраженным блеском еще не погасшей зари» К. Паустовский.
    «Листва березовой аллеи была вся прозрачна на заходящем солнце".

    Л. Толстой.

    · Игра « Успей запомнить за минуту» .Эта игра развивает зрительную память. Начиналась она с простого: «Сколько слияний ты запомнил с гласной о?» (На доске дано 10 слияний). «Кто больше слов запомнит из волшебной шкатулки?» (Здравствуйте, добрый день, до свидания, доброе утро, спокойной ночи, извините, пожалуйста, спасибо, будьте добры, простите). «Кто больше всех запомнит слов – описаний котёнка?»

    (Шёрстка серенькая, мягкая, гладкая, пушистая, тёплая, ходит тихо. Крадучись, неслышно, царапается, прыгает).

    · Игра «Попугайчики» развивает слуховую память, способствует правильному произнесению звуков, правильному дыханию, артикуляции.

    Мы не девочки, не мальчики,

    Все сейчас мы попугайчики.

    Попугай, не зевай,

    Вместе с нами повторяй:

    «Соне в оконце светит солнце».

    · Зрительные диктанты, которые даются блоками, по 6 предложений в каждом.

    Формулировка – команда такая: «Внимание! Читаем! Пишем!»

    1. Без старых не проживёшь.

    2. Без терпенья нет уменья.

    3. Бумага терпит, перо пишет.

    4. Добро помни, а зло забывай.

    5. Спрос не грех, отказ не беда.

    6. Говори меньше – умнее будешь.

    · Повтори, что сказал учитель (несколько слов попарно, сходных чем – то по звучанию (бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка –ложка).

    · Опиши предмет (показать и убрать).

    · Хорошая игра для развития речи и памяти – «Добавь следующее».

    Ученик называет предмет и передаёт эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже по два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет своё и т.д. (1.Слон.2.Слон, тигр.3.Слон, тигр. медведь.

    4.Слон, тигр, медведь, волк и т.д.)

    · Игра «Что изменилось?» (Картинки расположены на закрытой доске. Их надо открыть, сосчитать до трёх и закрыть. Затем изменить расположение предметов. Дети должны перечислить все предметы и найти, что изменилось.)