• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Все мы время от времени испытываем сильные эмоции, но взрослые справляются с ними лучше, нежели дети. Почему? Все дело в устройстве мозга: его отделы, отвечающие за самоконтроль, созревают лишь к 25 годам. Так что же, родители обречены наблюдать детские ссоры, и другое плохое поведение все это время? Разбираемся в устройстве детского мозга.

    История одной ссоры

    Однажды днем Джилл услышала крики и шум из спальни своего шестилетнего сына Гранта. Четырехлетняя Грэйси нашла сокровищницу своего брата и взяла его «самый редкий кристалл», который она потом потеряла. Джилл пришла как раз в тот момент, когда Грэйси сказала своим самым ехидным голосом: «Это просто дурацкий камень, и я рада, что потеряла его!»

    Джилл посмотрела на своего сына: сжатые кулаки, красное лицо. Вы, вероятно, сталкивались с подобными моментами, когда ваш ребенок находится на грани и ситуация грозит перерасти в некрасивую сцену. Однако все еще можно остановить и повернуть в сторону разумного и мирного решения. Ситуация полностью зависит от того, сможет ли ваш дорогой малыш держать под контролем свои импульсы. Успокоить свои сильные эмоции. Принять правильное решение.

    В этом случае Джилл немедленно увидела признаки надвигающейся грозы: Грант терял контроль и не собирался принимать разумное решение. Она видела ярость в его глазах и слышала, как рев варвара начинает клокотать у него в горле. К счастью, Джилл перехватила Гранта прежде, чем он достиг Грэйси. Она схватила его и удерживала, пока его кулачные удары и пинки бешено сотрясали воздух. Все это время Грант вопил. Когда он, наконец, перестал бороться, Джилл отпустила его. Сквозь слезы он посмотрел на свою сестру, которая в действительности обожала и боготворила его, и холодно произнес: «Ты самая худшая сестра в мире».

    Эта последняя вербальная торпеда поразила свою цель и вызвала отчаянные слезы Грэйси, как и надеялся Грант. Тем не менее, Джилл была рада, что оказалась рядом, иначе бы ее сын причинил сестре еще и физическую, а не только эмоциональную боль. Вопрос, который Джилл задала своему мужу Дэну, мы часто слышим и от других родителей: я не могу быть рядом со своими детьми каждую секунду. Как мне научить их поступать правильно и контролировать себя, если меня нет рядом?

    Один из важнейших навыков, которым мы должны обучить своих детей, — принимать разумные решения в ситуациях накала страстей, подобных описанной выше. Необходимо, чтобы они остановились, перед тем как действовать, оценили возможные последствия, подумали о чувствах других, вынесли моральные и этические суждения.

    Почему некоторые ситуации заставляют нас одобрительно похлопывать ребенка по спине, а другие — всплескивать руками? Для всего этого существуют достаточно основательные причины, базирующиеся на том, что происходит в верхней и нижней частях их мозга.

    Комментировать статью "Плохое поведение ребенка: все дело в недостроенном мозге!"

    Самое главное действительно научиться понимать своего ребенка, вовремя оказать ему необходимую психологическую помощь в той или иной ситуации. Очень важная статья для мамочек)))

    25.06.2014 21:07:59,

    Спасибо. Очень полезная статья, дает знания о механизме поведения ребенка и подсказывает как правильно реагировать на агрессивное и капризное поведение.

    24.06.2014 19:07:51, ВАЛЕНТИНА

    Всего 2 сообщения .

    Еще по теме "Мозг ребенка отделы мозга и за что они отвечают":

    Мой мозг постоянно в режиме боеготовности и ищет ответ на вопрос "что делать?". Учителю объяснить, что у ребенка СДВГ, а это не ОРЗ и за 5 дней не пройдет, при лучшем раскладе к Именно кора лобных долей мозга защищает нас от того, чтобы мы произносили любые глупые...

    Плохое поведение ребенка: все дело в недостроенном мозге! ... ребенка, такие как принятие здравых решений, контроль над собственными эмоциями и телом, сопереживание и нравственность, - отчасти зависят от стадии развития его мозга, который пока еще не достиг...

    Плохое поведение ребенка: все дело в недостроенном мозге! Мозг выносить. И я думаю, очень зря в туда не едете. Мужчина возраста вашего мужа, в свободном полете фактически, при деньгах и далеко от семьи- это худший вариант, который вообще только может быть.

    Недавние обследования показали наличие гематомы в отделе мозга, отвечающем за речевое развитие. а вот 18-ю больницу я бы не Подскажите, где можно качественно и без долгого ожидания приема обследовать голову или что вообще обследовать в таком случае надо.

    Плохое поведение ребенка: все дело в недостроенном мозге! А если есть проблемы в шейном отделе, то мозг плохо снабжается кислородом и как следствие могут возникать проблемы, ну и с Если Ефимов, то у него все болезни из-за шеи.

    Мозг содержит свыше триллиона клеток, и свыше десяти миллиардов функциональных нейронов. Нам просто незачем держать в активном Плохое поведение ребенка: все дело в недостроенном мозге! И еще учение о роли трех функциональных блоков в речеобразование.

    Плохое поведение ребенка: все дело в недостроенном мозге! Плохое поведение ребенка и развитие мозга. Верхний и нижний мозг: что приводит к ссорам и истерикам. Поэтому не боюсь и не истерю, дети учатся хорошо, но спокойно и безо всяких гонок на выживание.

    сосуды головного мозга проверьте. +1 Вся прошлая неделя сплошная головная боль:((Башка разламывалась у всех моих знакомых, и у У окулиста глазное дно проверить, у невропатолога - сделать узи сосудов головного мозга, у ортопеда - рентген шейного отдела позвоночника.

    Мозг человека загружен лишь на малую долю его истинной мощности. Т.е. любой участок мозга способен взять на себя дополнительную нагрузку Импульсы идут как из мозга к конечностям (моторика), так и наоборот, движение конечностей посылает импульсы в мозг, которые...

    Выяснилось это в 14 лет после сотрясения мозга. Неврологические проблемы в детстве были "...логопед утверждает, что у ребенка нарушена связь между полушариями и я хотела Правое полушарие головного мозга отвечает за конкретно - образную деятельность (распознавание...

    Плохое поведение ребенка: все дело в недостроенном мозге! Ваш гнев - наряду с другими сильными эмоциями, телесными функциями и инстинктами - вырастает из нижнего этажа мозга. Нетрудно догадаться, что мозг человека лучше всего функционирует, когда его верхний...

    Мама ребенка до недавнего времени не соглашалась серьезно его обследовать. Но сейчас они планируют приехать в Москву на обследование и лечение. Недавние обследования показали наличие гематомы в отделе мозга, отвечающем за речевое развитие.

    Плохое поведение ребенка: все дело в недостроенном мозге! Так что же, родители обречены наблюдать детские ссоры, истерики и другое плохое поведение все это время? По норме мозг ребенка развивается неравномерно, и если какой-либо отдел...

    Раздел: Заболевания (дельта активность мозга у ребенка). Ритмы мозга...популярно. О некоторых говорят, что они и ведут себя подобно детям. В первом случае наш мозг мягко Другие дети. Как я поняла из объяснений врача, важно отслеживать, в каких отделах мозга...

    Посоветуйте, где обследовать голову? МРТ головного мозга ребенку. Где обследовать и лечить ребенка с мозговыми нарушениями? Недавние обследования показали наличие гематомы в отделе мозга, отвечающем за речевое развитие. а вот 18-ю больницу я бы...

    Плохое поведение ребенка: все дело в недостроенном мозге! Мозг ребенка: где живет гнев и страх. Как все это происходило, мама не знала, так как находилась в другой комнате и услышала только грохот. Недавние обследования показали наличие гематомы в отделе мозга...

    Возникает при поражении нижних отделов теменной доли в левом полушарии головного мозга. Я слышала лишь, что если поражены лобные доли, то это как раз места, отвечающие за Можно ли замедлить старение мозга и избежать зачастую катастрофических последствий...

    Плохое поведение ребенка: все дело в недостроенном мозге! Все дело в устройстве мозга: его отделы, отвечающие за самоконтроль, созревают лишь к 25 годам. На первом этаже находятся ствол мозга и лимбическая область - отделы мозга, располагающиеся в нижней...

    Прекратился энурез, ребенок стал более сознательным, адекватным. Сейчас прошло полтора года и мне очень бы хотелось провести ему Это "репродуктивный" афферентный блок расположен в средних отделах коры головного мозга и включает в свой состав "аппараты"...

    Усыхание мозга. . Детская медицина. Здоровье ребенка, болезни и лечение, поликлиника, больница, врач, прививки. Нет ребята, мы просто не хотим, чтобы нас имели (трахали) все кому не лень. Плохое поведение ребенка: все дело в недостроенном мозге!

    Структуры мозга формируются к трём годам
    Что происходит с мозгом малыша после того как он появился на свет? Как стимулировать развитие мозга ребенка?

    После рождения тот набор нейронов, которым ребенок будет обладать, уже сформирован, их более 86-100 миллиардов (а по некоторым подсчетам гораздо больше). Он был сформирован уже до середины беременности матери. Новые нейроны не образуются в большом масштабе после рождения (всего сотни или, может быть, тысячи нейронов гипокампы, и до сих пор не доказан нейрогенез для нейронов коры).

    То, как работает наш мозг определяет не количество нейронов, а количество связей между ними, их называют синапсами. У взрослого человека нейроны соединены друг с другом в нейронные сети, которые многократно пересекаются. Один нейрон может участвовать в огромном количестве абсолютно разнообразных нейронных сетей. Каждый нейрон принимает на себя примерно 15000 входов от других нейронов и отдает примерно 1500 входов на другие нейроны.
    Ребенок рождается, у него все нейроны на месте, но очень малое количество связей между ними.

    Дальше начинается совершенно фантастический процесс, о котором обычные люди мало подозревают. Начиная где-то от двух до четырех месяцев жизни, потом еще один рывок до шести, буквально каждый час в мозге ребенка образуются 15 000 000 синапсов (связей между нейронами). Бешенный рывок. Нейронные сети ребенка становятся гиперсвязанные. Этот период называется период синаптической сверхпродукцией. У любого из нас намного меньше, чем у ребенка.
    К восьми-девяти месяцам жизни ребенок имеет гораздо более сложно-связанную нейронную сеть, чем у любого взрослого человека - лучший способ адаптации к неизвестному будущему.
    Потенциал пластичности новорожденного мозга в периоде сверхпродукции чрезвычайно высок. Нейронные сети в этом периоде когда они чрезвычайно пластичны, за счет того что сверхсвязаны, можно перевоспитать.

    Итак, через два года после рождения в головном мозге ребенка образуется сложнейшая нейронная сеть, более сложная чем у любого взрослого человека. А в 6 лет сложность этой нейронной сети начинает падать. Количество синаптических контактов сильно уменьшается. Почему?

    Синаптогенез. Формирование связей между нейронами от 39 недель беременности до 6 лет


    Во время развития в головном мозге ребенка идет бешенная конкурентная борьба за пространство связывания, это называется синаптической конкуренцией. Те связи, которые не используются пропадают.


    Используй или ты это потеряешь!

    Интересный пример

    Если у взрослого человека на глазу 5-6 лет находится катаракта, помутнение хрусталика. Потом эту катаракту «снимают» и глаз продолжает видеть – все в порядке. Если катаракта врожденная, делают операцию в три года - глаз остается навсегда слепой. Почему?

    Смоделировали эту ситуацию на животных, которым с рождения закрыли один глаз. Оказалось - никакой деградации нейронов не происходит. Отсутствие зрительного притока приводило к тому, что в коре мозга не оставалось ни одного нейрона, который реагировал бы на стимуляцию ранее закрытого глаза. Все нейроны реагировали на стимуляцию того глаза, который получал зрительный опыт в первые три месяца жизни животного.

    Оказывается, связи, которые шли от закрытого глаза, проигрывали конкуренцию в некой конкурентной борьбе. Те связи, которые не работали, не возбуждались, не проводили информацию проигрывали, и все синаптические места связывания нейронов зрительной коры оказывались заняты работающими связями.
    Принцип заключается в следующем: «Используй или ты это потеряешь».
    Потеряешь в конкурентной борьбе.


    В тот момент когда начинается этот невероятный рост синапсов в мозге ребенка (синаптическая сверхпродукция) у одного незрелого нейрона огромное количество ветвлений, он как бы организует избыточные места связывания. Фактически левый и правый глаз борются за место связывания. И в одних местах побеждает левый глаз, в других местах побеждает правый глаз. Нервные связи разделяются: связи от одного глаза идут в одно место, связи от другого глаза в другое место. (Так возникает функция бинакулярного зрения, т.е. возможность воспринимать глубину пространства). Эта конкуренция необходима для возникновения функции. Процессы развития – это процессы, которые ожидают опыта. Эта бурная синаптическая сверхпродукция, которая определена генетически, ожидает опыта как того скульптора, который создаст из нее окончательную структуру нейронных связей, которая будет оптимальна для обработки той информации с которой мозг встретится в данной конкретной среде.

    Неиспользуемые синапсы в процессе этой синаптической сверхпродукции уничтожаются, проигрывая конкуренцию, используемые синапсы бурно ветвятся, меняются и образуют больше более сильных связей.

    В развитии нейронный сетей в мозге ребенка ничего не гарантируется. Результат будет таким или иным, в зависимости от того в какую среду попадет развивающийся мозг и насколько сильно будут работать процессы конкуренции.


    «Каждый новорожденный ребенок является прирожденным гением, но под невольным влиянием окружающих его людей и(или) не слишком удачных обстоятельств он постепенно превращается в посредственность».

    Б. Фуллер


    До какой степени в этот ранний период развития внешние стимулы могут управлять развитием коры мозга ребенка?
    В невероятной степени! Даже у слепых детей в этот ранний период можно развить зрение.

    В специальных экспериментах над животными с хитрыми хирургическими перерезками поток зрительной информации перенаправляли из зрительной коры в соматосенсорную кору (которая обрабатывает информацию об ощущениях, температурной чувствительности), а зрительную кору разрушали. Если зрительный поток перенаправить в соматосенсорную кору, а соматосенсорный поток вообще убрать, то у таких маленьких животных, которые должны были быть слепые, соматосенсорная кора начинает обрабатывать зрительную информацию. Было доказано, что эти животные видят, и все их соматосенсорные нейроны обретают свойства зрительных. Это невероятная пластичность нейронных сетей в раннем периоде антогенеза.

    Высшие ассоциативные зоны коры больше связаны с организацией сложных мозговых функций. Они проходят через такой же период синаптической сверхпродукции, а потом синаптической обрезки, прореживания, в конкурентной борьбе. Выживают сильнейшие. Сначала образуется слишком много синапсов, а потом часть синапсов подвергается уничтожению.

    Если лишить глаз возможности видеть, не давать ему проводить и обрабатывать информацию в раннем периоде, он становится функционально слепым, теряет свои связи с обрабатывающими нейронами, а что если лишить опыта более сложные ассоциативные области?

    Получено множество результатов исследований детей румынских приютов при Чаушеску, ужасные условия содержания которых потрясли весь мир. Не смотря на приемные семьи, консультации психологов, педагогов и т.д., обогащенный опыт, который им пытались устроить, оказалось, что ряд функций у этих детей не восстанавливается в достаточной степени. Значительно хуже нормы. Исследования с помощью аппаратурных методов показали постоянный тяжелый гипометаболизм фронтальных областей мозга.

    Лишение опыта социальных контактов в первые два-три года жизни приводят к тяжелому недоразвитию, изменению этих областей коры мозга. Этот невероятно адаптивный, невероятно пластичный процесс развития тяжело реагирует на депривацию. Не потому что мы убираем процессы конкуренции, а потому что мы в этой конкуренции позволяем победить худшему.

    Мы изменяем процессы конкуренции. Мы даем возможность победить тому процессу, который потом будет плохо адаптировать мозг к поведению в какой-то определенной среде.


    Использовались материалы лекций Строгановой Татьяны Александровны - доктора биологических наук, профессора, заведующей кафедрой возрастной психофизиологии факультета клинической и специальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, руководителя Центра нейрокогнитивных исследований (МЭГ-центр) МГППУ.


    «Период, когда связи между нейронами формируются наиболее активно, – это период от рождения ребёнка до трёх лет. В это время зарождается примерно 70-80% таких соединений. И по мере того как они развиваются, возрастают возможности мозга. Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трём годам – 80%. Конечно, это не значит, что мозг ребёнка после трёх лет прекращает свое развитие. К трём годам в основном созревает задняя часть мозга, а уже к четырём годам в этот сложный процесс включается та его часть, которая называется «лобные доли».

    Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трёх лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту.

    Таким образом, если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как её использовать. Это всё равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере».

    Масару Ибука
    Создатель «Японской ассоциации раннего развития» 1969 году.

    Развитие человеческого мозга


    Формирование синапсов зависит от раннего опыта (700 в секунду в ранние годы)Развитие человеческого мозга




    С самого рождения способность ребенка к восприятию нового растет так же стремительно, как взмывает ракета. И, подобно ракете, эта удивительная способность достигает своей высшей точки, после чего замирает. К шести годам ее рост уже фактически равен нулю. Зато постепенно начинает расти кривая мудрости, и даже можно считать, что она впервые заявляет о себе именно в шесть лет. Все это можно изобразить на следующей диаграмме.

    Кривые способности и мудрости

    Cпособность к обучению возрастает, а затем быстро снижается, но зато в это же время начинает плавно возрастать мудрость. К шести годам две эти кривые встречаются. В точке их встречи детская способность к восприятию информации без каких-либо усилий достигает своего предела, и фактически прекращается сколько-нибудь значительный рост мозга. Однако мудрость только начинает развиваться и постепенно возрастает в течение всей оставшейся жизни.


    То, что не используется, атрофируется


    Если не дать питания в течение первых трех месяцев новорожденному ребенку и посадить его на воду, то это приведет к тому, что эти дети становятся не вполне развитыми в течение всей своей жизни, превращаясь в неполноценных взрослых.

    Если закрыть глаз в первые месяцы жизни, то он перестает видеть (опыты на животных). Известно, что если ребёнок первые годы своей жизни будет расти в темноте, он навсегда останется слепым. Несмотря на то, что органы зрения у него будут в порядке, функция зрения, которая формируется в мозгу только в период его роста, функционировать не будет.
    Если ребёнок первые годы своей жизни будет расти в звуковом вакууме, он на всю жизнь останется глухим.

    Если с ребенком не общаться первые два-три года жизни это приведет к тяжелому недоразвитию на протяжении всей его жизни.


    Чудовищный случай


    В 1970 году в США произошел чудовищный случай – была обнаружена одичавшая девочка Джини, которая первые 12 лет своей жизни была заточена психически нездоровым отцом в комнате, пребывая в полной социальной изоляции.
    Ее телесное развитие соответствовало развитию ребенка двух с половиной лет, а по умственному развитию девочка находилась на уровне годовалого ребёнка. Естественно, что она не умела говорить и являлась полной идиоткой. Согласно медицинским записям, девочка на протяжении первых шести месяцев жизни была абсолютно здорова.

    Сьюзан Кёртис: «Функциональная задержка Джини обусловлена теми условиями, в которых она содержалась на протяжении первых лет своей жизни. Она не является умственно отсталой, в строгом смысле этих слов. В частности, Джини ежегодно проходила тесты и ежегодно демонстрировала развитие интеллекта. Такого не бывает с умственно отсталыми людьми».

    После долгих лет обучения Джини все-таки заговорила, но дошла только до уровня развития речи 5 летнего ребенка.

    Такая же участь могла ждать Леонардо да Винчи, Ломоносова или Шекспира, попади они в подобные обстоятельства.


    Если в первые годы жизни мозг ребенка не разовьется, то в дальнейшем он не разовьется никогда.


    Дети, находившиеся в обедненной материально и эмоционально среде в течение первых 6–12 месяцев, уже не могут догнать в развитии своих нормально развивающихся сверстников.

    Все стадии человеческого развития важны, но первые один-два года являются критическим окном, формирующим психический фундамент для будущей жизни.
    Ученые выделяют несколько основных факторов, влияющих на формирование работы мозга ребенка: гены, ежедневный опыт, контакт с родителями, питание, физическая активность, любовь.

    Также научно доказано влияние позитивных эмоциональных связей на развитие мозговой деятельности.


    Нарастание массы мозга - это нарастание не числа нейронов, а количество связей между ними. Вычислительный ресурс мозга это не его вес, и даже не количество нейронов, а количество тех связей, которые нейроны друг с другом устанавливают, т.е. количество синапсов. Счет их идет на триллионы. И нормальное развитие мозга ребенка в первый этап, прежде всего два года – это очень быстрое нарастание плотности синапсов. И получается место многих нейронов в нашем мозге генетически задается, а вот то какая сформируется сеть, сколько будет контактов, как будет зависеть ее работа от того или иного вида подкрепления – это все в значительной мере подкрепляется первыми годами и месяцами жизни.

    Вячеслав Альбертович Дубынин,
    доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных Биологического факультета МГУ.
    Интеллект ребенка растет пропорционально количеству получаемой информации.
    Более того, это ведет к физическому росту мозга.

    Нейроны головного мозга трехлетнего ребенка в два раза активнее, чем нейроны в голове взрослого человека.

    Каждый день в головках малышей возникают все новые и новые связи между нейронами и от того, какими они будут, зависит очень многое, в том числе и будущий характер, навыки, способности, привычки.

    Мозг ребёнка может вместить безграничный объём информации.

    Способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого. «Перекормить» или перевозбудить его невозможно: детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, отключается и перестаёт воспринимать новую информацию. Нас должно беспокоить не то, что мы даём ребёнку слишком много информации, а то, что её скорее слишком мало, чтобы полноценно развивать его.

    Те психологи и специалисты в области обучения, которые говорят: "Не лишайте ребенка детства!" , почему-то ничего не упоминают о том, как к этому относятся сами дети. Они просто высказывают свое отношение к процессу обучения. Попробуйте заставить маленького ребенка что-нибудь сделать! У вас ничего не получится. Он всегда будет делать только то, что ему нравится и интересно!

    Для ребенка лучшее время - то, которое он проводит вместе с родителями.
    Человеческий мозг растет только благодаря его постоянному использованию и этот рост фактически завершается к шести годам. Все, что может получиться из данного ребенка, определяется первыми шестью годами его жизни.

    Способность усваивать новые факты обратно пропорциональна возрасту.
    Большинство людей верят в то, что с возрастом мы становимся все ярче и одареннее. В данном случае они просто путают одаренность с мудростью.
    От зачатия и до момента рождения мозг растет с поразительной скоростью, эта скорость остается гигантской и в возрасте от рождения и до тридцати месяцев, после чего, вплоть до шестилетнего возраста, продолжает быть достаточно высокой, и лишь потом резко замедляется. Отсюда легко понять, что от рождения и до шести лет, в течение каждого последующего месяца мозг прирастает медленнее, чем в течение предыдущего. Стоит ли говорить о том, что самые ранние моменты жизни являются в этом отношении и самыми ценными.

    Интересно

    Карл Фридрих Гаусс, один из величайших математиков XIX века, открыл формулу суммы арифметических рядов, когда ему было всего 8 лет.

    Отец Гаусса был простым каменщиком, чинил стены, заборы, камины и часто брал сына с собой на работу. Гаусс подавал отцу кирпичи и считал их. По-видимому, математические способности Гаусса сформировались под влиянием этой привычки в раннем детстве.

    Если вы сообщите ребенку факты, то он сам станет отыскивать те правила,
    которым они подчиняются.


    За первые шесть лет жизни дети узнают в три раза больше, чем за всю остальную жизнь. К шести годам рост мозга уже в основном завершен.

    В течение первых шести лет жизни человеческий мозг поглощает информацию с поразительной быстротой. В эти годы ребенок является накопителем информации, которая пригодится ему в течение всей жизни, а размеры этого "накопителя" мы себе едва представляем. Эта информация послужит базой для других знаний и мудрости, которые будут возрастать в течение всей жизни. То, чем мы не пользуемся, мы утрачиваем. И это настолько очевидно, что не нуждается в дополнительных пояснениях.

    Знание о том, что мозг растет благодаря его использованию в течение первых шести лет жизни, и что мы можем воздействовать на этот рост, поистине бесценно.

    В 2007 году, группа, которая включала представителей 30 бизнесс-школ, 9 ведущих мировых экспертов и лауреата Нобелевской премии г-на Фина Киндлана пришла к заключению, что развитие детей раннего возраста является наиболее эффективной стратегией социального инвестирования среди 30 других предложенных к рассмотрению стратегий (усовершенствование налоговой системы, инвестиции в развитие инфраструктуры, уменьшение государственного долга, и т.д.).

    Этот вывод был также поддержан экономистами Косенсус-Центра в Копенгагене и экспертами Калифорнийского университета.


    Первые шесть лет жизни - это время возникновения гениев.


    В течение этих же шести лет происходит, в основном, формирование мозга. Как поразительно быстро растет мозг и как стремительно этот рост прекращается, наглядно показывают следующие цифры: Как быстро идет развитие мозга


    Размер головы
    Новорожденный - 35 см
    2,5 года - 50 см на 15 см больше
    21 год - 55 см на 5 см больше


    Нам не хватит и всей жизни для того, чтобы использовать хотя бы одну тысячную того потенциала, который заложен в нашем мозгу. Человеческий мозг обладает способностью вместить125"500"000"000"000 бит информации.

    Люди разумны только потому, что пользуются своими мозгами. Развитие мозга нашего ребенка тем успешнее, чем больше мы ему в этом способствуем. А способствовать этому мы можем, снабжая его большим количеством информации. И лучше всего это делать в первые шесть лет жизни по причинам, о которых уже неоднократно говорилось.

    Наши дети тем умнее, чем больше возможностей быть умными мы им предоставляем. И это особенно истинно в течение первых шести лет жизни.

    Развитие мозга ребенка и коэффициент интеллекта(IQ)

    Если ребенок не будет получать никакой информации в течение первых шести лет своей жизни он превратится в полного идиота. Если же вы станете обращаться с ним, как с идиотом, результат будет примерно таким же. Сам он способен научиться не слишком многому: устройству своей игрушки да, благодаря разговорам, которые велись вокруг него, родному языку. К шести годам, уровень его развития будет ниже среднего, а его IQ, соответственно, будет ниже 100 (т. е. нормы). Если же вы будете обращаться со своим ребенком, как с самым заурядным, то он и станет самым заурядным, достигнув среднего уровня IQ, который составляет 100. Развитие ребенка

    Если вы знакомы с принципами развития мозга, то станете обходиться со своим ребенком совсем иначе, организовав для него систематические занятия чтением, математикой, дадите возможность для получения энциклопедических знаний. В этом случае ваш ребенок достигнет шестилетнего уровня развития, когда ему исполнится всего четыре года, а его IQ будет равен 150. Если же для этого вы будете руководствоваться методиками Гленна Домана, то он достигнет того же результата за три года, а его коэффициент интеллекта будет равен 200, а то и выше. Но самое важное состоит в том, что уже в возрасте трех лет мозг ребенка будет равен в своем развитии мозгу шестилетнего. Все это доказано в Институте развития потенциальных возможностей человека в Филадельфии, основателем которого был Гленн Доман.

    Ученые-нейрофизиологи Института развития потенциальных возможностей человека во главе с Гленном Доманом посвятили пятьдесят лет тому, чтобы решить проблему детей с мозговыми травмами. Перед ними была поставлена задача развить мозг умственно отсталых детей. И им удалось это сделать, более того, больные дети стали развиваться быстрее здоровых.

    Раньше мозговые травмы считались неизлечимой болезнью. В Институте развития потенциальных возможностей человека Глена Домана доказали, что ребенок отстающий в умственном развитии может развиться в нормального образованного человека, если его правильно обучать с самого рождения.


    Когда же эту методику опробовали на здоровых детях результаты превзошли все ожидания! Здоровые дети развивалиcь вдвое быстрее.
    Коэффициент интеллекта позволяет следить за этим ростом - и ничего более. Если двухлетний ребенок способен справиться с заданиями для четырехлетнего, то это означает, что его IQ равен 200, то есть вдвое превышает средний уровень. Даже тогда, в 1965 году там находились сотни умственно отсталых детей в возрасте двух-трех лет, имевших серьезные мозговые травмы, но которые при этом умели читать и полностью понимать прочитанное.


    «Ученые обнаружили то обстоятельство, что дети, которых часто хвалят, становятся более интеллектуальными, чем дети, которых часто ругают. В этом и состоит творческий элемент похвалы».

    Томас Дрейер


    «С древних времён считается, что выдающийся талант – это, прежде всего, наследственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трёх лет или что Джон Стюарт Милл в три года читал классическую литературу по-латыни, большинство говорит: «Конечно, они же гении».

    Однако, подробный анализ ранних лет жизни и Моцарта и Милла говорит о том, что их строго воспитывали отцы, которые хотели сделать своих детей выдающимися. Я предполагаю, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование.

    И наоборот, если новорождённый воспитывается в среде, изначально чуждой его природе, у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. Самый яркий пример – история индийских девочек Амалы и Камалы, найденных в 1920-е годы в пещере волков к юго-западу от Калькутты.


    Были приложены огромные усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все усилия оказались напрасны.


    Принято считать само собой разумеющимся, что ребёнок, рождённый человеком, – человек, а детёныш волка – волк. Однако, у этих девочек и в человеческих условиях продолжали проявляться волчьи повадки. Получается, что образование и окружающая среда, в которую попадает младенец сразу после рождения, скорее всего и определяет, кем он станет – человеком или волком!
    Размышляя над этими примерами, я всё больше и больше думаю о том, какое огромное влияние на новорождённого оказывают образование и окружающая среда. Эта проблема приобрела величайшее значение не только для отдельных детей, но и для здоровья и счастья всего человечества.

    Поэтому в 1969 году я занялся созданием организации «Японская ассоциация раннего развития». Наши и зарубежные учёные собрались, чтобы в экспериментальных классах изучить, проанализировать и расширить применение метода доктора Шиничи Сузуки обучения малышей игре на скрипке, который привлекал тогда внимание всего мира».

    Масару Ибука
    Создатель «Японской ассоциации раннего развития».

    Мы не видим, что происходит в мозгу новорожденного. Мы не видим, как в тот миг, когда его глаза встречаются с нашими, нейрон его сетчатки соединяется с нейроном, находящимся на участке коры головного мозга, отвечающем за зрение. Момент этого соединения подобен проскакиванию электрической искры - и вот ваше лицо запечатлено в памяти ребенка навсегда. Такая же искра проскакивает и когда нейрон, несущий, например, закодированную информацию о звукосочетании «ма» , соединяется с нейроном коры головного мозга, отвечающим за слух. «Ма» захватывает ячейку в мозгу ребенка, и теперь до конца жизни эта ячейка не будет воспринимать никакой иной информации. Все эти процессы скрыты от наших глаз. Однако доктор Гарри Чугани, нейробиолог из Детройта, сумел их увидеть.
    С помощью позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) он получил возможность наблюдать за тем, как участки мозга включаются один за другим, словно окна в домах после того как восстановлено энергоснабжение. Другими словами, доктор Чугани может замерять уровень активности процессов, происходящих в стволе и в сенсорных участках коры мозга ребенка с момента развития, и затем видеть, как ко второму-третьему месяцу жизни освещаются зрительные участки, а к шестому-восьмому - лобные доли.

    Здоровый мозг:
    Томограмма мозга нормального ребенка показывает зоны высокой (помечены красным цветом) и низкой (синий и черный цвет) активности. При рождении ребенка вполне функциональны лишь самые «простые» области мозга - ствол, например. «Включение» височных долей происходит под воздействием впечатлений, получаемых в раннем детстве.

    Пораженный мозг:
    Позитронно-эмиссионная томограмма показывает, что этот ребенок, оставшийся сиротой и вскоре после рождения помещенный в интернат, в детстве был практически лишен ухода. Височные доли его мозга, регулирующие эмоции и принимающие сигналы от органов чувств, недоразвиты. Такие дети отличаются эмоциональной и познавательной заторможенностью.

    Все это значит, что формирование мозга продолжается еще долгое время после того, как ребенок появился на свет. Мозг не просто растет, увеличиваясь в размерах, подобно пальцам или печени, но образует новые и новые микроскопические узлы связи, ответственные за способность человека чувствовать, обучаться и запоминать, - одним словом, за все то, для чего мозг изначально и предназначался, но чего делать не умел.
    Ученые лишь сейчас стали понимать, что истинную и полноценную работу мозга определяют не его врожденные свойства, а впечатления и опыт, обретаемые после рождения. Еще 25 лет назад нейробиологи полагали, что к моменту рождения структура мозга уже генетически предопределена. Но недавно выяснилось, что это не так. Решающее воздействие на мозг оказывают впечатления, получаемые в самом раннем детстве . Это они определяют, куда и каким образом будут подключены сложные схемы мозга. Сейчас ученые изучают то, как образуются эти схемы под воздействием различных впечатлений.
    При рождении человека 100 млрд. нейронов, существующие в его мозгу, образуют более 50 трлн. узлов связи - синапсов. Генами, заложенными в человеке, определяются самые основные функции его мозга, в стволе которого образуются синапсы, заставляющие сердце биться, а легкие - дышать. Но не более того. Из 80 ООО различных генов половина занята формированием центральной нервной системы и управлением ею, но и этого далеко не достаточно для потребностей мозга. В первые месяцы жизни количество синапсов возрастает двадцатикратно и составляет более 1000 трлн. В человеческом организме попросту не хватает генов, чтобы изначально при рождении образовать столько синапсов.
    Остальное приходится на долю различных впечатлений - сигналов, принимаемых ребенком из окружающего мира. Эти сигналы способствуют укреплению синапсов. Подобно тому, как стираются воспоминания, если их время от времени не освежать, слабеют и неиспользуемые синапсы. Их надо стимулировать. Скажем, ребенок раскладывает по цветам свои носочки или вслушивается в успокаивающие интонации голоса, рассказывающего сказку. Крэг Рэми из Алабамского университета пришел к выводу, что такие простые и старомодные методы стимуляции, как раскладывание кубиков, игра в «ладушки» и тому подобное, ускоряют развитие двигательных, речевых, познавательных навыков и (если, конечно, не будет травм) навсегда закрепляют их в памяти ребенка.
    Возникновение нужных и избавление от ненужных синапсов происходит в разное время и в разных частях мозга. Очередность этих процессов зависит судя по всему от того, в каком навыке в данную минуту острее всего нуждается ребенок. Синапсы начинают возникать в возрасте двух месяцев в областях коры, заведующих моторикой. Вскоре ребенок утрачивает первоначальные рефлексы и начинает осваивать целенаправленные движения. К трем месяцам в долях мозга, отвечающих за зрение, формирование синапсов завершается - мозг настраивает их, позволяя сфокусировать глаза на предмете. Между восьмым и девятым месяцами начинает полностью функционировать гиппокамп - выпячивание в боковом желудочке мозга, регистрирующее и хранящее воспоминания. Только с этого момента у младенца появляется ясное и точное воспоминание о том, к примеру, как сделать, чтобы погремушка загремела. Как установил Чугани, после шести месяцев образование в лобных долях коры синапсов, отвечающих за логическое мышление и предвидение, происходит с такой скоростью, что мозг ребенка потребляет вдвое больше энергии, чем мозг взрослого. И этот бешеный темп сохраняется все первое десятилетие жизни, особенно первые три года .
    Внешние впечатления, полученные в младенчестве, важны для создания и расширения словарного запаса. Объем его напрямую зависит оттого, много ли мать разговаривает со своим ребенком, сообщает Джейнлин Хат-тенлочер из Чикагского университета. Если ребенку досталась «болтливая» мать, то к году и восьми месяцам он знает в среднем на 131 слово больше, чем ребенок молчаливой матери. К двум годам разрыв увеличивается до 295 слов. «Важнейшее условие - это частота употребления (повторение) различных слов», - считает Хаттенлочер. Не меньшее значение имеет и синтаксическое строение фраз: если в материнской речи сложноподчиненные предложения с придаточными, начинающимися со слов «потому что» или «когда», занимают 40 процентов, то в речи ребенка они составляют 35. Если же мать употребляет такие конструкции в 10 процентах случаев, то ребенок -лишь в 5 процентах.
    Бурный рост словарного запаса и синтаксически правильное построение предложений обеспечивается лишь живым языком . Хаттенлочер считает, что неумолчное болтание телевизора не стимулирует речевое развитие ребенка, потому что «речь должна быть связана с происходящими вокруг событиями, иначе это просто шум». Это справедливо и по отношению к другим аспектам развития познавательных навыков: информация, воспринимаемая в эмоциональном контексте, воздействует сильнее, чем голые факты . Ребенок куда быстрее постигнет значение слов «еще», когда дело коснется лакомства, и «потом», когда будет ждать новой встречи с любимой игрушкой. Но вам будет трудно втолковать ему смысл слов «еще» и «потом» в отрыве от конкретных ситуаций. Ничего удивительного: взрослые тоже лучше запоминают вещи, связанные с различным проявлением эмоций (вспомните, о взрывах домов в Москве), а сведения, никоим образом человека не затрагивающие, в памяти не остаются (чем отличается синус от косинуса?).
    Причинно-следственная связь, ключевой компонент логики, также лучше постигается через эмоцию : если я улыбнусь, мама улыбнется мне в ответ. Ощущение, что одно вызывает другое, включает в сеть синапсы, которые могут поддержать и более сложные модели причинно-следственной связи. Чувства, понятия и речь начинают связываться воедино в 7-12 месяцев.
    Другой путь к подключению синапсов мозга лежит через его врожденную способность улавливать гармонию . Опубликованные в прошлом году исследования показали, какое сильное воздействие оказывает музыка на понимание пространственно-временных соотношений, как она помогает, к примеру, собрать воедино разъятую на части фигурку зайца, изображенную на картинке. Это понимание лежит в основе математики, архитектуры, игры в шахматы. В журнале Neurological Research («Неврологические исследования») приведены данные о том, какое влияние оказали еженедельные занятия музыкой на формирование пространственно-временных связей у трех-четырехлетних детей. Спустя полгода выяснилось, что будущие Горовицы при тестировании на пространственное ориентирование показали результаты, на 34 процента превышающие средневозрастные. Их сверстники, которых обучали основам работы на компьютере, пению или вообще ничему не обучали, остались на прежнем уровне. Физик Гордон Шоу из Калифорнийского университета объясняет подобный эффект тем, что, играя на рояле, «вы наглядно ощущаете взаимодействие пространства и времени». Когда последовательность «палец-клавиша» порождает мелодию, нейросвязи между пульсацией (клавишами) и звуками в пространстве и во времени (мелодия) укрепляются. Пока остается невыясненным, сколь продолжителен этот эффект - обнаружатся ли у дошкольников, занимавшихся музыкой, блестящие математические способности в старших классах.
    Оборотная сторона пластичности мозга - его уязвимость для травм. «Сильное впечатление способно изменить поведение взрослого человека, - говорит Брюс Перри из Бэйлоровского медицинского колледжа, - но на мозг ребенка сильное впечатление или потрясение может произвести в буквальном смысле разрушительное воздействие ». Если структура мозга отражает пережитое им испытание, а травмированный ребенок испытал страх или стресс, то нейрохимические реакции на страх или стресс станут главными строителями мозга. «Если однажды вы пережили потрясение, а потом испытали его снова, - утверждает Линда Мэйес из Йельского центра по изучению ребенка, - то оно изменит структуру вашего мозга». Вот как это происходит:

    • травма повышает уровень таких гормонов стресса, как кортизол, и тот обжигает чувствительный мозг подобно кислоте. В результате этого у детей, подвергавшихся жестокому или грубому обращению, в коре головного мозга зон, которые отвечают за эмоции (включая привязанность), на 20-30 процентов меньше, чем у нормальных детей;
    • у взрослых, испытавших в детстве насилие, гиппокамп, контролирующий память, меньше. Это следует отнести за счет токсического воздействия кортизола;
    • повышенное содержание кортизола у особо впечатлительных детей до трех лет усиливает деятельность тех долей мозга, которые контролируют чувство настороженности и агрессию. В результате мозг находится в постоянной тревоге и готовности к отпору, и достаточно мысли или малейшего воспоминания о первоначальной травме (или присутствия ее виновника), чтобы некогда пораженные зоны мозга реактивировались. Ничтожный стресс или слабый страх способны спровоцировать новый выброс кортизола. Это приводит к тревоге, гиперактивности, повышенной импульсивности. «У детей с высоким содержанием кортизола часто наблюдаются расстройство внимания и неспособность к самоконтролю », - говорит невропатолог из Миннесотского университета Миган Гуннер.
    Травма также вносит путаницу в систему нейросигналов, усиливая одни и глуша другие, а поскольку именно нейросигналы играют важнейшую роль в формировании синапсов, детям, живущим в условиях длительных и непредсказуемых стрессов (в одном доме с другом матери, легко впадающим в ярость, или с алкоголиком дядей, который сегодня ласков, а завтра жесток), в дальнейшем будет трудно учиться. «Потеря хотя бы нескольких процентов умственных способностей, - говорит Перри, - означает, что какая-то часть ребенка погублена навсегда».
    Потеря всегда трагична - особенно если утрачено то, что могло бы возникнуть, но никогда уже не возникнет. Дети появляются на свет с мозгом, готовым воспринимать и учиться. Но без нашей помощи ему это не под силу.

    Всем привет, человеческий мозг, наверное, самый загадочный орган, он отвечает за все наши действия, в нем хранится вся полученная нами информация. А любой сбой в его работе несет за собой серьезные последствия, которые непременно отразятся на качестве жизни.

    Многих мамочек интересует, а можно ли развить мозг, и если да, то, как развить мозг ребенка. Для того чтобы ответить на эти вопросы, нужно хоть немного понять как он работает. Ну что же давайте постараемся вместе, узнать хоть немного информации о человеческом мозге, о том, как он развивается, и что может повлиять на его формирования.

    Начало своего формирования мозг маленького человечка берет еще задолго до рождения. Еще во время беременности на самых ранних сроках, начинается закладка мозгового вещества.

    Причем мало кто знает, но 70% мозга формируется внутриутробно, остальные 30% в младенчестве. К 35 недели беременности кора головного мозга, еще неродившегося пупса, уже практически идентична коре взрослого человека. В свой первый год жизни, мозг малютки стремительно растет и развивается.

    Кстати: За что отвечает правое и левое полушарие мозга. Левое полушарие ответственно за речь, письмо, чтение, память. Правое за фантазию, воображение, любое проявление творчества.

    Родившись на свет с уже почти сформированным мозгом, начинается процесс усовершенствования, который длятся на протяжении первых 3 лет. В этот период нейроны растут и соединяются друг с другом, скажу без прикрас, процесс роста и соединения происходит ежесекундно.

    Всего за одну секунду, в мозге маленького человечка происходят вещи, которые повлияют на всю его жизнь. Вы только представьте себе, что за этот маленький отрезок времени создается около 2 млн. синапсов, которые связывают нейроны.

    Большое количество навыков, заложено в ребеночке с самого рождения. В конце периода усовершенствования, объем мозга маленького человека, которому всего 3 года, отличается от мозга взрослого человека всего на 15%, и это ничтожно мало.

    После 3 лет, скорость формирования начинает постепенно снижаться. А к 6 летнему возрасту и вовсе заканчивает свое формирование, и по своим возможностям не уступает мозгу взрослого человека.

    Окружающая среда

    Для того чтобы малыш имел возможность гармонично развиваться, это касается и его мозга, нужно создать вокруг него соответствующую атмосферу. Постарайтесь, насытить день ребеночка только положительными эмоциями. Даже если вы очень устали, у вас что-то случилось, не срывайтесь на ребенке не кричите на него.

    С помощью крика, от малыша ничего не добьешься, вы только покажите ему, что крик может стать средством достижения цели (поверьте, я знаю, о чем говорю). Когда вокруг малыша, все тихо и спокойно, это отличная среда для формирования мозга. В жизни ребенка должны присутствовать разнообразные звуки, цвета, люди, яркие изображения и игрушки.

    Негативное влияние

    Но есть факторы, которые выявили ученые Гарвардского университета, которые влияют на развитие мозговой деятельности.

    • Если мать плохо образована
    • Если развелись родители
    • Психические проблемы, у одного из родителей
    • Бедность, когда денег нахватает даже на самые необходимые вещи
    • Равнодушие и жестокость, взрослого окружения

    В случае если в семье встречается более одного вышеперечисленного фактора, то отставание в развитии не значительное. Но при наличии всех 5, развитие тормозится на 70%.

    Возможно, Гарвардские ученые не знакомы с такой проблемой, но к этому списку можно добавить еще и алкоголизм родителей.

    Разница между детками видна уже в 3 летнем возрасте, очень легко увидеть ребенка, которым занимались с детства, который рос в любви и заботе родителей. И того которого извиняюсь, родили и забыли, и он вынужден был сам развиваться как мог.

    Немаловажную роль играет питание. Оно должно быть полноценно, разнообразно, ведь пищей мы не только насыщаемся, но еще и снабжаем наш организм необходимыми минералами и витаминами.

    Ранее развитие

    Любимый малыш, для того чтобы он стал умным и успешным, современные родители выбирают раннее развитие. Специалисты рекомендуют для того, чтобы первые кирпичики знаний, давались малютке проще и отложились в его памяти надолго, подготовить для ребенка соответствующие условия.

    • День ребенка должен состоять из задач, которые он должен решить сам
    • Тесная связь с родителями, взаимопонимание и помощь в освоении новой информации

    Кстати: Теперь принято приступать к развитию ребенка, (раннему) еще, будучи в интересном положении. Во время вынашивания мама может прививать своему чаду чувство прекрасного, слушая классическую музыку или читая книги вслух. Ну и, конечно, не стоит забывать о питании.

    Предлагаю вам высказать свое мнение о раннем развитии карапуза, считаете ли вы что возможно повлиять на развитие еще нерожденного карапуза, как вы развиваете свое чадо. Также не забывайте подписаться на рассылку.

    Очень надеюсь, что статья принесет вам пользу, или вы узнаете из нее что-то новое.

    Одна, прямо скажем, не очень умная немолодая дама пару лет назад сказала мне, что-то вроде «Как же можно любить маленьких детей? Пока они вырастут, это одно мучение. А вот с подросшими уже интересно! А пока маленькие, знай себе, какашки убирай».

    А ведь маленький ребенок – это удивительное, ни с чем не сравнимое чудо!

    За один лишь год своей жизни малыш превращается из беспомощного комочка в осмысленного, только пока маленького, человечка!

    Через год после рождения он уже будет ходить, говорить несколько слов, смеяться и радоваться, общаться со своими близкими.

    Смотреть, как он растет – удивительный дар, который достается каждому из нас всего-то раз-два в жизни (у некоторых больше, но это нечастое явление). Да потом еще пара внуков. Вот и всё!

    А если не просто наблюдать, как он растет, а помогать малышу развиваться, получается взаимное общение, стимулирующее малыша к самостоятельным свершениям (пока, в основном, в плане физического развития) и к первым открытиям!

    Конечно, малыш будет развиваться и без особого вмешательства. Так устроила сама природа. Но чем меньше участие взрослых, тем хуже развивается ребенок. Детки, растущие в домах ребенка, где одна нянечка на несколько человек, развиваются гораздо медленнее, говорят значительно хуже своих сверстников. И только потому, что им не хватает внимания взрослых, не хватает тепла и заботы.

    Как развивается мозг малыша

    В первый год жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно. Не вдаваясь в научные термины, скажу, что если мозг стимулировать, то развитие его идет гораздо лучше. Ведь органы, которые не используются, вообще не развиваются (как ненужные)! То же – с отделами мозга. Если, например, мозжечок (он отвечает за координацию движений) не используется интенсивно – его развитие идет замедленно (только в той мере, что он используется). А подросший ребенок будет с трудом выполнять гимнастические упражнения, будет неловко лазать, его будет укачивать в транспорте, он будет падать чаще. А почему? Потому что мозжечок развивался только по мере той нагрузки, которая была. А была, например, размеренная спокойная жизнь, при которой грудничок почти все время лежал в кроватке. Его брали на руки очень аккуратно, как фарфоровую куклу, клали в коляску на спинку и катали. У ребенка не было возможности даже потренироваться в движениях.

    И так – с любым отделом мозга, отвечающим за ту или иную функцию. Если его не стимулировать, не давать ему нагрузку, он развивается не в полной мере, не так, как мог бы, если бы стимулировался.

    Мозг человека разделен на множество частей, каждая из которых отвечает за свою функцию. Все они развиваются постепенно – один за другим. Если следовать за естественным развитием ребенка, помогать ему в освоении движений, лепета, мелкой моторики, то развитие отделов мозга будет идти в нормальном нужном темпе, без опережений. Но не стоит и увлекаться чрезмерным «развитием» — слишком рано давать малышу нагрузку, совсем не соответствующую ему по возрасту. В этом случае идет интенсивное развитие верхних отделом мозга, при недостаточном развитии нижних, которые должны развиваться в первую очередь. Словом, во всем нужно знать меру. И разумно ограничить свои желания и мечты сделать из малыша что-то особенное, чем иногда грешат современные «продвинутые» родители. Это касается и физического развития (его в первую очередь) и умственного.

    Не спешите за «развитием»!

    Дорогие родители!

    Прежде, чем что-либо делать с малышом, заниматься по какой-либо супермодной (и очень дорогой методике), подождите несколько дней, подумайте, так ли это сейчас необходимо вашему малышу. Достаточно ли он овладел более простыми навыками или умениями. Хорошо ли у вас получится заниматься по этой методике, не навредят ли малышу занятия. Или не навредит ли малышу то, что вы начнете интенсивные занятия, а потом их бросите, потому что у вас не хватит сил и времени охватить столько занятий.

    Занимайтесь с малышом, развивайте его! Но не спешите! Вы никуда не опаздываете! Задумайтесь о том, что развитием можно и навредить при неправильном подходе или чрезмерных нагрузках. Хотя многие психологи говорят, что перегрузить малыша невозможно, потому что его мозг просто отключается тогда, когда достигнут предел нагрузки. Но испортить характер и ваши отношения с малышом «неудачными» занятиями очень даже можно!

    Ребенка, «замученного» обучением, потом научить чему-либо гораздо сложнее! Помните об этом!

    Без чего невозможно полноценное развитие в первый год

    Но так уж получилось, что мамы, занимающиеся с малышами, чрезмерно увлеклись «голым» «развитием». Увлеклись тем, без чего, по идее, можно вполне обойтись!

    • например, безумно дорогими, но самыми «нужными», «развивающими» игрушками, подвесками, ковриками,
    • карточками со словами и картинками, с цифрами и буквами,

    и другими пособиями, но совсем ЗАБЫВАЮТ о главных потребностях малыша! Эти потребности просто отодвинуты на второй план, куда-то далеко, вглубь – за карточки, картинки, кубики и презентации….

    Мало того, что родители нагружают ребенка дома всевозможными пособиями, а потом еще тащат грудничка на «развивающие» занятия в «центры раннего развитии», где малыша снова и снова загружают ненужной информацией. А при этом он неподвижный, пассивный, неловкий, неповоротливый, болезненный и капризный. Не умеет делать простых вещей…

    В первый год жизни ребенку нужно нечто совсем другое, чем карточки, картинки и развивающие занятия в группах. А вот без карточек и пособий вполне можно обойтись!
    А без чего нельзя обойтись в первый год? Что самое важное?
    В этой главе я не собираюсь отрицать весь опыт раннего развития, накопленный знаменитыми педагогами и энтузиастами. Я просто хочу высказать собственное мнение на этот счет, опираясь на свой опыт (опыт общения со своими детьми и опыт множества мам, растивших детей у меня на глазах – очно и на форуме).

    Итак. Самое важное в первый год – то, что просто НЕОБХОДИМО:

    Все время, что малыш не спит, дома он должен быть всегда голеньким! Даже если дома прохладно! Это, пожалуй, самое важное условие РР. Иначе малыш все время чувствует себя расслабленным, мышцы не работают, потому что двигаться в таком виде не очень-то хочется. В этом нет ничего экстремального. Если с самого рождения приучать ребенка быть голеньким, то он относится к этому, как к должному. Кроме того, в первые дни малыш, в основном, спит. А бодрствует совсем недолго. Поэтому приучение будет плавным, постепенным, безболезненным.

    Обычно этот пункт вызывает больше всего возражений у бабушек и других родственников. Скажите бабушкам, что вам доктор в поликлинике так велел!

    А главное, попробуйте начать с себя! Снимайте теплые кофты (постепенно – слоями), теплые носки и тапки. Лучше всего дома ходить босиком (голыми ногами, а не в носках!), в легкой футболке и в шортах – так удобнее успевать за ребенком! Спортивная мама – спортивный ребенок!
    Ребенку необходимо предоставить возможность неограниченного движения. Никаких манежей! Никакого сидения в кроватке или даже на родительском диване! Оставлять малыша в кроватке можно лишь ненадолго и в случае крайней необходимости, буквально на три-пять минут. Если у вас в детской кроватке оборудование для занятий с малышом, например, привязаны перекладины (по советам М. Федотова) или лесенки (например, лестница «Встанька» у В.С. Скрипалева), то пребывание в кровати в течение некоторого времени оправданы. Но все-таки, большая часть времени ребенку лучше проводить на полу. Пока это совсем крошечный малыш, стелите «пенку» (туристический коврик), а на него пеленку. Как только малыш начнет ползать, уже никакие пенки или одеяльца не помогут. Пусть ползает по всей комнате, а потом – по всему дому. Просто все опасные предметы должны быть огорожены или убраны подальше.


    С ребенком необходимо регулярно заниматься физическим развитием! Изо дня в день. Это может быть динамическая гимнастика – в полном или сокращенном виде (в Интернете можно найти описание упражнений с картинками). Это могут быть упражнения на мяче или просто массаж и отработка движений, которые ребенку предстоит освоить в ближайшее время. Но без физического развития нет интеллектуального развития! Поверьте, дорогие родители. Неподвижный ребенок не способен так познать мир, как «живчик», который всё в доме ощупал, всё увидел, все обнюхал. Маленький ребенок в восемь-девять месяцев можно прекрасно ориентироваться даже в очень большом доме. И найдет и маму на кухне, и папу в кабинете! Только дайте возможность!
    Очень желательно (если есть возможность!) уделять внимание занятиям в воде. Это или плавание и ныряние (с инструктором или без). Или просто водные игры в ванной. Но малыш обязательно должен стремиться к пребыванию в водной среде. Насколько это получается у мамы – не важно. Главное стремление и регулярность.
    Малышу необходимо развивать речь. Разговаривать с ним нужно много, но это не значит, что надо болтать без умолку. Проговаривать слова нужно четко и ясно, чтобы ребенок слышал не поток звуков, а именно слова. Основа развития речи — правильная речь взрослых. Старайтесь использовать сложные предложения – не упрощайте свою речь специально для малыша. И уж конечно, не сюсюкайте, не искажайте слова.

    Стимулировать активную речь можно играми, просьбами, вопросами. Когда показываете что-то малышу, повторяйте слово несколько раз. Ну и, конечно, обязательно нужно читать малышу с первых недель жизни!
    Ребенка нужно приучать к самостоятельности! Помогать ему только в той степени, в какой он не в силах справиться с делами сам. И постепенно уменьшать свое участие. Научился малыш залезать на стул и садиться самостоятельно? Всё! Больше вы его никогда не подсаживаете или не усаживаете своими руками. То же – с другими умениями.

    Приучайте ребенка не только делать что-то самостоятельно. Но и оставаться в одиночестве, играть без мамы или старших детей. Если не научить этому в первый год жизни, потом это будет очень сложно!
    Совершенно необходимо приучать ребенка к гигиене. Ребенок, который не понимает, что с ним происходит, писающий под себя, это сейчас стало нормой. Все «умные» книги пишут, что малыш до двух лет не в состоянии контролировать свои отправления. А мои дети, почему-то, контролировали. Например, дочь Саша к году уже ВСЁ делала на горшок и начала проситься. В год и четыре уже полностью сама просилась, а иногда и сама садилась на горшок.

    Если вы не знаете, что и как делать, не волнуйтесь. Ничего хитрого и сложного тут нет. Начните хотя бы держать над раковиной в тот момент, когда малыш давно не делал свои дела (желательно делать это с первых дней). Успешно или не успешно – не важно! Главное, чтобы это происходило регулярно! Ребенок сам всему научится, если родители будут последовательны. Можно до года продолжать только «высаживание» над раковиной. Но можно и попробовать вводить горшок, как только ребенок научится сидеть. При таком раннем введении ребенок, которого с рождения приучали «делать» над раковиной, обычно хорошо привыкает к новинке. В год бывает сложнее, потому что у ребенка уже есть свои привычки.
    В течение всего первого года необходимо предоставить ребенку максимум тактильных ощущений. Не бояться давать разнообразные предметы для ощупывания руками и разнообразных игр: кусочки ткани, бумагу и картон, металлические и деревянные предметы (безопасные, естественно). Об этом в нашей книге мы поговорим еще много раз!
    Обязательно давайте ребенку слушать разнообразную музыку, а также (желательно, но не обязательно) звуки разных языков (не слишком многих, а двух-трех кроме родного, не больше). Все знают, что музыка очень благотворно действует на мозг человека. А уж малышам она просто необходима. А звуки чужих языков расширяют слуховой диапазон малыша, он привыкает слышать эти непохожие на родной язык звуки. Впоследствии ребенку проще будет учить иностранный язык, если его звуки он слышал в столь нежном возрасте.

    Старайтесь, чтобы у ребенка было много ярких впечатлений. Хотя бы иногда выбирайтесь с малышом, что называется, «в люди». Хотя бы пару раз за первый год сходите в зоопарк, побывайте на каком-нибудь празднике с народными гуляниями или духовым оркестром. Сходите в картинную галерею.
    Играйте с малышом с обычными игрушками – куколками, мишками и зайками, машинками, мячиками и кубиками. Стимулировать ребенка к активным играм с такими игрушками. Это гораздо важнее «логических» игрушек и карточек со словами или даже картинками.

    Вот, собственно, и все.
    «Какое же это «раннее развитие»?», — скажут многие. Подавляющее большинство пожмут плечами и хмыкнут!
    А как же карточки Домана? «Кубики Зайцева» и «Рамки Монтессори»? Презентации? Рисование красками? Игра на скрипке или изучение трех языков сразу….
    Это все отлично! Но и без этого можно вырастить необыкновенного малыша!
    Вот только для этого совершенно необходимо соблюдать все вышеописанные условия обязательно!
    А большинство мам считают, что если они завалят ребенка карточками, пособиями, книжками и «развивающими» игрушками (чем дороже и круче, тем лучше), тем более умным и способным вырастет их малыш.