• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14 % детей России можно считать практически здоровыми; 50 % детей имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; 35 % – хронически больны (данные материалов Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях»).
    Ведущими отечественными педагогами и психологами отмечается, что современный ребенок чаще всего находится в статическом положении. Причиной тому являются долгие просмотры мультфильмов, игра на компьютере. По этой же причине дети дошкольного возраста меньше находятся на свежем воздухе, что отрицательно сказывается на их здоровье. В связи с этим перед дошкольным образовательным учреждением остро встал вопрос о максимальном увеличении времени детской подвижности в ДОУ.
    В связи с этим перед педагогами образовательного учреждения остро встаёт проблема по реализации комплекса мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Особенно актуальна, на мой взгляд, она для воспитателей, работающих в группах для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации малышей к детскому саду. Так как в это время на фоне психологического стресса происходит ослабление иммунной системы ребёнка, что приводит к резкому повышению заболеваемости и удлинению периода адаптации детей к ДОУ.
    Основным психогигиеническим и психопрофилактическим средством в ДОУ является рациональный оздоровительный режим. Режим дня в детском саду должен быть гибким. Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки: дети вынуждены значительное время находиться в статической позе. Ребёнок уже в детском саду испытывает вредное воздействие гиподинамии. Для компенсации недостаточной подвижности необходимо использовать оздоровительные физические упражнения, рационально организовать режим дня в группе таким образом, чтобы дети как можно больше находились в движении. В результате физических нагрузок улучшаются функциональные показатели сердечно-сосудистой системы, ускоряется её развитие, развивается и укрепляется мышечный аппарат, активнее работает дыхательная система, улучшается координация деятельности нервных центров, повышается эмоциональный тонус. Занятия физической культурой улучшают процессы мышления, памяти, способствуют концентрации внимания, повышают функциональные резервы многих органов и систем организма.
    В режиме дня обязательно должны присутствовать: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, динамические паузы (физкультминутки, логоритмическая, пальчиковая гимнастики, телесные игры), профилактическая гимнастика (проводится с целью повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья – это массаж и самомассаж, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика), дозированный бег и ходьба на прогулке, подвижные и спортивные игры на прогулке, игры-хороводы в группе, релаксационные упражнения (перед сном), бодрящая гимнастика (после сна), занятие в спортивных секциях, занятия в танцевальных кружках; должны иметь место спортивные, музыкальные и оздоровительные досуги и праздники, дни здоровья и неделя здоровья.
    Для того чтобы физические упражнения не превращались для малыша в рутинную работу, организую утреннюю гимнастику в виде интересной, увлекательной игры. Чаще всего игровые комплексы утренней гимнастики сопровождаются весёлой детской музыкой, потешками, прибаутками.
    Учитывая комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса, комплексы утренней гимнастики соответствуют теме недели, что позволяет повторить и закрепить с детьми изучаемый материал в непринуждённой игровой форме.
    У детей дошкольного возраста необходимо тренировать не только артикуляционный аппарат, но и уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Пальчиковая гимнастика должна быть разнообразной, эмоционально-приятной, неутомительной, динамичной.
    В детском саду необходимо создавать комфортные условия для детей с учётом положительного воздействия на здоровье цвета, света, растений, развивающей среды.
    Светотерапия: правильно подобранный световой климат ДОУ оказывает положительное воздействие на детей, сохраняет зрение, выявляет художественную выразительность интерьера.
    Цветотерапия: цвет – это важнейший элемент интерьера. Именно гармоничное сочетание красок в окружающей ребёнка обстановке лежит в основе его комфортного существования. У каждого цвета свои специфические свойства и сила. Цвет воздействует на эмоциональный настрой человека независимо от того, ощущает это сам человек или нет.
    Музыкотерапия – музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу человека. Музыка выступает регулятором жизненных ритмов.
    Микроклимат – комфортный психологический микроклимат является одним из главных направлений в работе с детьми.
    Развивающая среда – в группах необходим уголок здоровья, в котором дети самостоятельно занимаются спортом и закрепляют знания о здоровье.
    Условия должны создаваться не только в группе, но и на участке, участок должен быть не только красивым, но и полезным для всестороннего развития детей.
    Ведь здоровье – это то, что желает иметь каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма – невозможно. Но можно противостоять вредным влияниям на организм, чтобы не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит изменить образ жизни и совершится чудо: дети будут чувствовать себя здоровыми.

    «Создание позитивного микроклимата в группе детского сада».

    Ввести ребенка в мир человеческих отношений –

    Одна из важных задач воспитания личности

    ребенка дошкольного возраста. Детей надо

    Приучать жить среди людей, формируя у них

    определенные психологические качества

    (внимание, волю, эмоции) и навыки общения .

    В.А. Сухомлинский

    Позитивный микроклимат, психологический комфорт, эмоциональное состояние ребенка-дошкольника – по-прежнему актуальные вопросы в деятельности педагога детского сада. Позитивный микроклимат способствует объединению детей, закладывает традиции межличностных взаимоотношений в детском коллективе. Эмоции играют существенную роль в формировании, развитии и активизации мотивов нравственного поведения. Но для того, чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо, чтобы ребенок приобрел соответствующий эмоциональный опыт, который он может приобрести только под руководством взрослого.

    Эмоциональное благополучие ребенка достигается путем создания атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением. Процесс общения способствует формированию речевой активности, обусловливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Общение - это видимая, наблюдаемая, выявляющая вовне связь людей. Отношения и взаимоотношение - стороны общения. Отношение - это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Чувства, интересы, внимание - это те психологические процессы, которые выражают отношения человека, его позицию. Позитивные отношения между детьми внутри группы - залог успешности их коммуникативного поведения в будущем.

    В детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все это протекает естественным образом. Но все чаще приходится наблюдать в общении между детьми проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

    Поэтому важная задача в работе педагога - формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

    С января месяца в нашу группу поступили новые дети из четырех других групп дошкольного учреждения. Они имели уже сложившимися игровые, деловые и личные связи; определенные межличностными отношениями. Ситуация обострялась, так как некоторые дети изначально отрицательно были настроены на «чужаков» и целенаправленно создавали конфликтные ситуации. В группе складывалась напряженная обстановка, которая негативно влияла на эмоциональное благополучие каждого ребенка в отдельности и на весь коллектив в целом. Дети болезненно реагировали на отказ товарищей по группе играть с ними. И как личную трагедию воспринимали отсутствие доверительных отношений с отдельными детьми группы. Обстановка постоянных обид и споров негативно сказывалась на возможности ребенка самовыражаться, проявлять свою индивидуальность и это снижало активность познавательного интереса к миру; дети чувствовали себя некомфортно.

    Перед нами встала задача: как можно за более короткий срок создать в группе благоприятный позитивный микроклимат, который способствовал бы полноценному развитию каждого ребенка. Анализ повседневных наблюдений за поведением детей и детских взаимоотношений позволил выявить, что для создания позитивного микроклимата необходимы методы и приемы, которые способствовали бы: снятию напряжения в детском коллективе; эмоциональному раскрытию каждого ребенка; развитию навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия; умению сочетать удовлетворение своих желаний и интересов с потребностями партнеров; формированию потребности в поддержке со стороны сверстников, ощущение этой поддержки в совместной деятельности, коллективном творчестве; получение необходимой для каждого ребенка дозы положительных эмоций;

    сплочению группы.

    Невозможно дать однозначных рекомендаций по созданию позитивного микроклимата в группе детского сада, но некоторыми предложениями воспользоваться можно. Мы сегодня поговорим о приемах, которые можно применять в своей практике для сплочения детского коллектива:

    • Ввести ритуал утреннего приветствия «Давайте поздороваемся» (сплочение группы, психологический настрой на совместную деятельность);
    • Утро в группе можно начинать с приветствия «Минута вхождения в день» это может стать традицией. (Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть на стол. А за что ты (имя ребенка) любишь свои руки?)

    Вот я и вам коллеги предлагаю ответить на вопрос, за что вы любите свои руки? А теперь все возьмемся за руки, повернемся друг к другу, улыбнемся друг другу, поделимся своим теплом друг с другом. И с этим хорошим настроением уважаемые педагоги, продолжим его.

    • «Уголок настроения» - для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции, можно использовать следующий прием. На небольшом ватмане разместить фотографию группы детей, от каждого ребенка провести ниточку на конце которой будут приклеиваться кружочки. Цвет кружочка можно поменять в зависимости от настроения: красный цвет – хорошее настроение; синий – настроение плохое. Придя утром в детский сад, дети могут отмечать свое настроение, в течение дня если у ребенка настроение меняется, то цвет кружочка тоже может поменяться. Сначала дети будут сосредоточены только на цвете своего кружочка и на своем настроении, но после систематических бесед и анализа настроений дети будут обращать внимание на настроение других и появятся вопросы: «Ты чего такой грустный?», «У тебя плохое настроение?», «Что случилось?»

    Сейчас я предлагаю каждому из вас заглянуть в себя, и определить какое же настроение у него и при помощи кружочка показать свое настроение. Теперь нам с вами всем наглядно видно, какое настроение в нашей группе

    • использование принципа М.Монтессори: принцип изолированности ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми. Предложить ребенку побыть одному! («Волшебный диванчик», «Сердитый стул», «Ковер мира»).

    Вам сейчас я предлагаю немного поиграть, пофантазировать и создать «ковер дружбы» или «ковер мира». Перед вами белый лист бумаги, фломастеры, цветная бумага, клей. Как он будет выглядеть, зависит только от вашей фантазии. (Какие элементы или рисунки на ковре, что символизируют? А теперь подумайте и решите, как он может использоваться в группе.)

    • Использование в течение дня игры-правила: «Кричалки-шепталки-молчалки», «Поём-молчим» (для выброса накопившейся отрицательной энергии у детей);
    • копилка добрых слов «Комплименты нашей группы», которую можно оформить в виде книги, плаката, своеобразного указа или поместить на панно;
    • игра-эксперимент «Секрет» (автор Т.А.Репина). Дети кладут в кабинки друг к другу «подарки». У кого оказалось 6-7 «подарков» - это «предпочитаемые» дети, у кого 3-5 «подарков» - это «принятые» дети, у кого 1-2 «подарка» - это «непринятые» дети. Если большинство детей в группе попало в «предпочитаемые и принятые» - в группе хороший, благоприятный микроклимат для психического здоровья детей. Если количество «предпочитаемых» детей приблизительно равно количеству «изолированных»- удовлетворительный микроклимат в группе.

    В своей работе можно использовать и еще один прием на сплочение коллектива и развитие умения терпимости, умения договариваться. Перед вами бумажные белые варежки. Вы сейчас разобьетесь на пары. Вам необходимо нарисовать одинаковый рисунок, пользуясь всего двумя карандашами (красным и синим). А теперь ответьте на вопросы: Какие качества понадобятся ребенку, что бы выполнить подобное задание? Молодцы у вас эти качества уже сформированы, вы прекрасно справились с заданием.

    • Можно в группе завести «Шкатулку добрых дел», за каждый добрый поступок в неё класть красную фишку, за плохой - синюю. В пятницу проанализировать, каких фишек больше, это помогает детям задуматься над своим поведение и «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.

    Каждая группа детского сада – это особая «маленькая страна», в которой могут быть свои традиции. Для одной группы - это может быть коллекционирование чего-либо, для другой группы – проведение народных праздников, для третьей – еженедельные выставки детских работ по определенным темам и т.д. В различных видах деятельности, особенно в самодеятельной сюжетно-ролевой игре, дети приобретают опыт налаживания отношений со сверстниками в соответствии с правилами, принятыми в обществе и в данной группе детского сада. Создание условий для формирования позитивного микроклимата подразумевает и ежедневные игры, направлены на сплочение детей. Предлагаю вам картотеку таких игр. А также не стоит забывать о преобразовании предметно-развивающей среды группы:

    • дерево эмоций - развитие навыков рефлексии эмоционального состояния;
    • шкатулка добрых дел - развитие совместной деятельности детей;
    • гора успехов - развитие чувства уверенности и ответственности у детей;

    Есть такая притча: Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка и спрошу: «О, мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая?» Если скажет «мертвая», разомкну руки, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил: « Все в твоих руках, человек!»

    Уважаемые педагоги! Создание позитивного микроклимата в группе детского сада в ваших руках!


    Ольга Федорова
    «Создание позитивного микроклимата в группе детского сада».

    Позитивный микроклимат , психологический комфорт, эмоциональное состояние ребенка-дошкольника – по-прежнему актуальные вопросы в деятельности педагога детского сада . Позитивный микроклимат способствует объединению детей, закладывает традиции межличностных взаимоотношений в детском коллективе . Эмоции играют существенную роль в формировании, развитии и активизации мотивов нравственного поведения. Но для того, чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо, чтобы ребенок приобрел соответствующий эмоциональный опыт, который он может приобрести только под руководством взрослого.

    Эмоциональное благополучие ребенка достигается путем создания атмосферы , характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением. Процесс общения способствует формированию речевой активности, обусловливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Общение - это видимая, наблюдаемая, выявляющая вовне связь людей. Отношения и взаимоотношение - стороны общения. Отношение - это позиция личности ко всему , что ее окружает, и к самой себе. Чувства, интересы, внимание - это те психологические процессы, которые выражают отношения человека, его позицию . Позитивные отношения между детьми внутри группы - залог успешности их коммуникативного поведения в будущем.

    В детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все это протекает естественным образом. Но все чаще приходится наблюдать в общении между детьми проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

    Поэтому важная задача в работе педагога - формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе . Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

    С января месяца в нашу группу поступили новые дети из четырех других групп дошкольного учреждения. Они имели уже сложившимися игровые, деловые и личные связи; определенные межличностными отношениями. Ситуация обострялась, так как некоторые дети изначально отрицательно были настроены на «чужаков» и целенаправленно создавали конфликтные ситуации. В группе складывалась напряженная обстановка, которая негативно влияла на эмоциональное благополучие каждого ребенка в отдельности и на весь коллектив в целом. Дети болезненно реагировали на отказ товарищей по группе играть с ними . И как личную трагедию воспринимали отсутствие доверительных отношений с отдельными детьми группы . Обстановка постоянных обид и споров негативно сказывалась на возможности ребенка самовыражаться, проявлять свою индивидуальность и это снижало активность познавательного интереса к миру; дети чувствовали себя некомфортно.

    Перед нами встала задача : как можно за более короткий срок создать в группе благоприятный позитивный микроклимат , который способствовал бы полноценному развитию каждого ребенка. Анализ повседневных наблюдений за поведением детей и детских взаимоотношений позволил выявить, что для создания позитивного микроклимата необходимы методы и приемы, которые способствовали бы : снятию напряжения в детском коллективе ; эмоциональному раскрытию каждого ребенка; развитию навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия; умению сочетать удовлетворение своих желаний и интересов с потребностями партнеров; формированию потребности в поддержке со стороны сверстников, ощущение этой поддержки в совместной деятельности, коллективном творчестве; получение необходимой для каждого ребенка дозы положительных эмоций;

    сплочению группы .

    Невозможно дать однозначных рекомендаций по созданию позитивного микроклимата в группе детского сада , но некоторыми предложениями воспользоваться можно. Мы сегодня поговорим о приемах, которые можно применять в своей практике для сплочения детского коллектива :

    Ввести ритуал утреннего приветствия «Давайте поздороваемся» (сплочение группы , психологический настрой на совместную деятельность);

    Утро в группе можно начинать с приветствия «Минута вхождения в день» это может стать традицией. (Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки ведь они могут все : и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть на стол. А за что ты (имя ребенка) любишь свои руки?)

    Вот я и вам коллеги предлагаю ответить на вопрос, за что вы любите свои руки? А теперь все возьмемся за руки, повернемся друг к другу, улыбнемся друг другу, поделимся своим теплом друг с другом. И с этим хорошим настроением уважаемые педагоги, продолжим его.

    «Уголок настроения» - для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции, можно использовать следующий прием. На небольшом ватмане разместить фотографию группы детей , от каждого ребенка провести ниточку на конце которой будут приклеиваться кружочки. Цвет кружочка можно поменять в зависимости от настроения : красный цвет – хорошее настроение; синий – настроение плохое. Придя утром в детский сад , дети могут отмечать свое настроение, в течение дня если у ребенка настроение меняется, то цвет кружочка тоже может поменяться. Сначала дети будут сосредоточены только на цвете своего кружочка и на своем настроении, но после систематических бесед и анализа настроений дети будут обращать внимание на настроение других и появятся вопросы : «Ты чего такой грустный?» , «У тебя плохое настроение?» , «Что случилось?»

    Сейчас я предлагаю каждому из вас заглянуть в себя, и определить какое же настроение у него и при помощи кружочка показать свое настроение. Теперь нам с вами всем наглядно видно, какое настроение в нашей группе

    Использование принципа М. Монтессори : принцип изолированности ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми. Предложить ребенку побыть одному! («Волшебный диванчик» , «Сердитый стул» , «Ковер мира» ).

    Вам сейчас я предлагаю немного поиграть, пофантазировать и создать «ковер дружбы» или «ковер мира» . Перед вами белый лист бумаги, фломастеры, цветная бумага, клей. Как он будет выглядеть, зависит только от вашей фантазии. (Какие элементы или рисунки на ковре, что символизируют? А теперь подумайте и решите, как он может использоваться в группе .)

    Использование в течение дня игры-правила : «Кричалки-шепталки-молчалки» , «Поём-молчим» (для выброса накопившейся отрицательной энергии у детей) ;

    Копилка добрых слов «Комплименты нашей группы » , которую можно оформить в виде книги, плаката, своеобразного указа или поместить на панно;

    Игра-эксперимент «Секрет» (автор Т. А. Репина) . Дети кладут в кабинки друг к другу «подарки» . У кого оказалось 6-7 «подарков» - это «предпочитаемые» дети, у кого 3-5 «подарков» - это «принятые» дети, у кого 1-2 «подарка» - это «непринятые» дети. Если большинство детей в группе попало в «предпочитаемые и принятые» - в группе хороший , благоприятный микроклимат для психического здоровья детей. Если количество «предпочитаемых» детей приблизительно равно количеству «изолированных» - удовлетворительный микроклимат в группе .

    В своей работе можно использовать и еще один прием на сплочение коллектива и развитие умения терпимости, умения договариваться. Перед вами бумажные белые варежки. Вы сейчас разобьетесь на пары. Вам необходимо нарисовать одинаковый рисунок, пользуясь всего двумя карандашами (красным и синим) . А теперь ответьте на вопросы : Какие качества понадобятся ребенку, что бы выполнить подобное задание? Молодцы у вас эти качества уже сформированы, вы прекрасно справились с заданием.

    Можно в группе завести «Шкатулку добрых дел» , за каждый добрый поступок в неё класть красную фишку, за плохой - синюю. В пятницу проанализировать, каких фишек больше, это помогает детям задуматься над своим поведение и «вкладом» в общие хорошие дела всей группы .

    Каждая группа детского сада – это особая «маленькая страна» , в которой могут быть свои традиции. Для одной группы - это может быть коллекционирование чего-либо, для другой группы – проведение народных праздников, для третьей – еженедельные выставки детских работ по определенным темам и т. д. В различных видах деятельности, особенно в самодеятельной сюжетно-ролевой игре, дети приобретают опыт налаживания отношений со сверстниками в соответствии с правилами, принятыми в обществе и в данной группе детского сада . Создание условий для формирования позитивного микроклимата подразумевает и ежедневные игры, направлены на сплочение детей. Предлагаю вам картотеку таких игр. А также не стоит забывать о преобразовании предметно-развивающей среды группы :

    Дерево эмоций - развитие навыков рефлексии эмоционального состояния;

    Шкатулка добрых дел - развитие совместной деятельности детей;

    Гора успехов - развитие чувства уверенности и ответственности у детей;

    Есть такая притча : Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил : сомкну ладони, где находится бабочка и спрошу : «О, мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая?» Если скажет «мертвая» , разомкну руки, и она улетит, а если «живая» , незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил : «Все в твоих руках, человек!»

    Уважаемые педагоги! Создание позитивного микроклимата в группе детского сада в ваших руках !

    Создание позитивного микроклимата

    в группе детского сада

    В общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

    Поэтому немаловажные задачи в работе педагога - формирование гуманных межличностных отношений между старшими дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным крутом общения.

    В связи с этим каждый новый учебный год мы начинаем с диаг­ ностики межличностных отношений детей в группе, чтобы определить, какое положение в ней занимает каждый ребенок, насколько ему ком­ фортно в группе, удовлетворена ли его потребность в общении со сверст­ никами. Для этого проводим наблюдения и социометрическое иссле­ дование. На основе полученных данных планируем дальнейшую кор рекционно-развивающую работу по данной проблеме.

    Для решения задач социально-нравственного воспитания дошколь­ ников мы применяем, как показывает практика, эффективные методы и приемы.

    Очень важно создать в группе позитивный настрой и сделать ее как можно более сплоченной. В этих целях совместно с детьми выбраны эмб­лема и девиз группы: "Как вишенки на ветке - дружат наши детки «Непоседки».

    Каждое утро в детском саду начинается с приветствия "Минута вхождения в день" , которое стало доброй тради­ цией. Каждый понедельник после выходных дней, либо когда дети приветствуют сверстника после болезни, проводится беседа: кто, чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга.

    Доброжелательная улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, взгляд, мимика, совместные выполнения трудных для ребенка заданий, выслушивание, сочувствие, одобрение, поддержка, смех над шутками ребенка, создание общего эмоционально-позитивного микро­ климата в группе - все это оказывает влияние на формирование нравст­ венных качеств личности ребенка.

    Совместно с родителями мы изготовили "Ко­врики мира" , которые позволяют детям разрешить кон­ фликтные ситуации с помощью переговоров и бесед. Са­ мо их наличие побуждает ребят отказаться от драк, спо­ров, заменив их обсуждением проблемы друг с другом. Затем дети мирятся, произнося «мирилки».

    У нас есть уголок под названием «Солнышко добрых дел», в котором не остается не замеченным каждое доброе дело ребенка и отмечается красным флажком на лучике, где находится его фотография. И тот, кто первым доберется до солнышка получает шоколадку в знак поощрения за все добрые дела.

    Еще одна удачная находка - создание "Уголка на­ строения" для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции. Приходя утром в детский сад, дети отмечают свое настроение (к сво­ ему шкафчику прикрепляют смайлик соот­ ветствующего настроения). В течение дня, если настроение у ребенка меняется, то и смайлик он тоже меняет.

    Кроме этого, проводим специально организованные мероприятия, направленные на сплочение детей. Например, коллективные работы, создающие проблемные ситуа­ ции и требующие их решения (можно дать задание одинако­ во раскрасить свои рисунки, имея при этом два разных ка­ рандаша на двоих, либо дорисовать картинку соседа или все вместе нарисовать одну общую картину и т. д.).

    Для формирования гуманных межличностных отно­ шений, принятия друг друга, развития эмпатии, терпи­ мости детей друг к другу были подобраны различ­ ные игры и игровые упражнения, такие как «Цап-царап», «Ручеек», «Смешилка», «Тетрис», «Сиамские близнецы» и т.п., за которыми нужно внимательно наблюдать, поскольку в играх дети чаще всего объединяются самостоятельно и наиболее непосредственно себя проявляют.

    А так же проводится релаксация, для разгрузки перевозбуждения и чтение художественной литературы.

    Регулярно проводятся занятия и этические беседы на темы "Все мы разные", "Мы рядом", "Научился сам - научи товарища", "Что значит настоящий друг?", "Учусь прощать" и т. д.

    В конце каждого дня мы подводим итоги наших поступков. В нашей группе есть "Шкатулка": за каждый хороший поступок дети кладут в нее красную фишку, за каждый плохой - синюю. Таким образом, мы определяем количество добрых и злых дел и размышляем, почему так случилось.

    Поддерживать дисциплину, положительную атмосферу в группе нам помогают составленные совместно с детьми правила группы "Что можно делать, а что нельзя", например:

    1. Помоги другу.

    2. Поиграл, убери за собой.

    3. Обидел - помиритесь.

    4. Не обижай ребят.

    5. Не кричи.

    6. Не бегай.

    Очень важно при введении этих правил предлагать детям что-то в замен. Например: « Не бегай, а ходи спокойно», « Не кричи, а говори » и т.д.

    И, конечно, в этой работе не обойтись без взаимо­ действия с родителями. С ними мы проводим индивидуаль­ ные беседы, родительские собрания, совместные досуги, семинары-практикумы, предлагаем им «Шпаргалки для родителей», памятки, буклеты.

    Такая система работы дает хорошие результаты, способствует развитию взаимопомощи, социальных чувств, формирова­нию положительного отношения детей друг к другу. Зачастую дошколь­ники стремятся, но не умеют вступить в контакт, выбрать уместные спо­ собы общения со сверстниками, проявить вежливое, доброжелательное отношение к ним, выслушать партнера. Отсутствие положительного опы­ та общения и приводит к стихийному возникновению негативных форм поведения, к конфликтам. Наша задача вместе с родителями помочь детям приобрести этот опыт, который пригодится им в дальнейшей жизни.

    Казалось, ещё вчера малыша забирали из роддома, а сегодня его уже нужно вести в детский сад. «Как он там? Не обижают ли его? Поел или остался голодным? Не попал ли на сквозняк?» – такие тревожные мысли весь день не дают покоя его маме и папе.

    Безусловно, каждый родитель хочет, чтобы из детсада ребёнок вернулся весёлым, сытым и, конечно, здоровым. Но если качественное питание и досуг зависят от добросовестности и профессионализма персонала воспитательного учреждения, то на здоровье ребёнка не в последнюю очередь влияет само здание детского сада – насколько хорошо оно может поддерживать благоприятный микроклимат.

    Микроклимат для малышей

    В своей книге «Здоровье ребёнка» известный врач-педиатр Евгений Комаровский уверяет, что у детей увлечение придуманными образами и событиями порой бывает настолько сильным, что они могут просто не замечать текущие изменения вокруг и продолжают спокойно играть даже при температуре тела 39оС. А о таких мелочах, как сквозняки или прохлада в комнате, дети и вовсе не задумываются. Значит, об устранении таких потенциально опасных факторов должны своевременно позаботиться проектировщики и строители детских садов, опираясь на разработанные санитарно-гигиенические нормы.

    В частности, в недавно вступивших в силу СанПиН 2.4.1.3049-13 регламентируются все вопросы обустройства детских садов: пожарная безопасность, планировка и эргономика помещений, уровни освещённости и многое другое – вплоть до местоположения спален и игровых комнат относительно сторон света и даже габаритов детской мебели.

    Но особое внимание в нормативах уделяется микроклимату. Например, указывается, что относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40-60%. Более сухой воздух сушит слизистые верхних дыхательных путей, тем самым снижает их способность противостоять болезнетворным бактериям, передающимся воздушно-капельным путём. Если же влажность выше нормы, то сырость создаёт идеальные условия для появления плесени, чреватой тяжёлыми аллергиями у детей.

    Что касается температурного режима, то он регламентируется ещё более строго. В игровых помещениях не должно быть холоднее +21°C, а в спальнях – не ниже +19°C. При этом во все комнаты необходимо обеспечить постоянный приток свежего, но тёплого воздуха: он должен полностью обновляться каждые 20-30 минут!

    Во время обязательных ежечасных проветриваний допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4°C. Да и само сквозное проветривание в зимнее время необходимо проводить в отсутствие детей. В тёплое время года допускается дневной или ночной сон малышей при открытых окнах, но опять-таки с обязательным условием – без сквозняков.

    Нет необходимости объяснять, насколько опасны сквозняки для здоровья разгорячённых, вспотевших детей, увлечённых активными играми. Даже лёгкое движение холодного воздуха может привести к резкому охлаждению организма и повышению восприимчивости к любым патогенным бактериям и вирусам.
    «Опасные для детского здоровья сквозняки могут возникнуть даже при плотно закрытых окнах, – говорит Ольга Логинова, директор по маркетингу компании CAPAROL, эксперта в области защиты и теплоизоляции фасадов зданий. – Если внешние стены слабо утеплены, то их обращённые в помещение поверхности в зимнее время могут быть на несколько градусов холоднее комнатного воздуха. Этого достаточно, чтобы по полу, на котором так любят играть дети, потянуло холодом, и возник так называемый «конвективный сквозняк» – верный способ заработать простуду».

    Много проблем доставляют и старые окна с одинарным остеклением. Неплотно закрывающиеся створки не способны предотвратить продувание, а обращённая к помещению поверхность стёкол в зимнее время может охлаждаться до отрицательных температур даже при достаточной мощности отопления. Тогда на стёклах образуется наледь, а «конвективный сквозняк» в полной мере проявляет себя.

    «Для детских садов особенно важны высокие теплосберегающие характеристики любых ограждающих конструкций – стен, кровли, окон, – добавляет Павел Абатуров, коммерческий директор Уральского филиала компании PROPLEX, первого российского разработчика и крупнейшего производителя оконных ПВХ-систем по австрийским технологиям. – Поэтому проектировщики предпочитают перестраховаться и использовать энергосберегающие пластиковые окна с монтажной глубиной не менее 70 мм и двухкамерным стеклопакетом толщиной до 42 мм. Такое окно по уровню теплосбережения аналогично кирпичной стене толщиной в полметра».

    Стоит упомянуть, что современные окна с герметичными стеклопакетами и плотным притвором створок, исключающим возникновение сквозняков, хорошо справляются и с защитой от уличных шумов. А это крайне важно для здорового сна малышей. Согласно строительным требованиям, уровень шума в спальнях детских садов не должен превышать 40 дБ.

    За стенами детсада

    Традиционно в нашей стране детские сады возводились из кирпича или железобетонных конструкций. В советские времена необходимая теплозащита внешних стен достигалась почти исключительно за счёт увеличения их толщины. Но с введением в СНиП 23-02-2003 гораздо более жёстких требований по сопротивлению теплопередаче потребовалось использование высокоэффективных теплоизоляционных материалов. Обычно для этого применяют пенополистирол или минеральную вату, которые по сравнению с другими утеплителями имеют наилучшие показатели. К примеру, в климатической зоне Московского региона потребуется всего 120 мм пенополистирола или 130 мм минеральной ваты, чтобы обеспечить тепловую защиту на уровне самых современных строительных требований.

    «Теплоизоляционный материал лишь в том случае может сохранить максимальное количество тепла и обеспечить благоприятный микроклимат в здании, если он размещён на внешней стороне стены и надёжно защищён от неблагоприятных погодных явлений. На этом принципе построены композиционные системы утепления фасадов с наружными штукатурными слоями, – отмечает Павел Шмелёв, архитектор московской архитектурной студии «Версия». – С точки зрения проектировщиков это оптимальный вид отделки для любых детских учреждений, будь то детские сады, школы или поликлиники. Ведь современный штукатурный фасад сочетает высокую энергоэффективность, долговечность и широкие дизайнерские возможности».

    Штукатурные системы применяются не только для новых детских учреждений. Они отлично подходят и для реконструкции старых детских садов постройки 1950-70 гг. Эта доступная для муниципальных бюджетов мера снижает теплопотери постройки сразу на 40-50%, что позитивно отражается не только на микроклимате помещений, но и на расходах на отопление здания.

    Учитывая неуёмную энергию малышей, их активные игры во время прогулок на свежем воздухе, фасад детского сада логично защитить от возможных повреждений. Денис Мельник, коммерческий директор компании «Игандика», реализующей в России широкий спектр материалов для отделки фасадов и интерьеров, считает, что в таких случаях уместно применение штукатурных составов с добавлением карбоновых волокон, которые придают системам утепления выдающиеся прочность и эластичность. Чтобы проиллюстрировать, какие нагрузки может выдержать фасад с карбоном, он приводит пример из своей практики:

    «Мы применяли штукатурные составы на основе карбона в здании, где интенсивно используются инвалидные коляски. Ранее от ударов колёс штукатурка приходила в негодность в считанные недели. Но за год, прошедший после оштукатуривания стен системой CAPATECT (Caparol), на них не появилось ни единого следа от столкновений».

    «В Германии штукатурки, содержащие карбоновые волокна, прошли жёсткий тест на «выживание» в условиях активных спортивных игр, – добавляет Роман Рязанцев, проект-менеджер компании CAPAROL. – Они испытывались по немецкому стандарту DIN 18032. Считается, если штукатурка выдержит 12 ударов хоккейной шайбой при скорости 18,0 м/с и 54 удара ручным мячом при скорости 23,5 м/с, то её смело можно смело применять в зданиях, где играют дети».

    Дети нуждаются в красоте

    Архитектор Наталья Попова в работе «Цвет в интерьере детских садов» так обозначила влияние колористики на малышей: «Цветовое решение интерьеров дошкольных учреждений активно воздействует на ребёнка. Оно либо положительно влияет на его развитие, самочувствие, в том числе психологическое; либо становится преградой, мешающей ребёнку проявить творческую индивидуальность, может отрицательно повлиять даже на процесс обучения».
    С подобной точкой зрения согласны многие эксперты.

    Известный испанский архитектор Алехандро Муньос Миранда, опираясь на подсказки авторитетных детских психологов, в городе Гренада спроектировал детский сад Rainbow Colored Kindagarten, где вставлены окна самых разных цветов. С использованием тех же принципов построен детский сад Kekec в Любляне – в здании все жалюзи на окнах раскрашены яркими цветами. Считается, что чем больше позитивных эмоций получает ребёнок в яркой обстановке, тем оптимистичнее будет его жизненная позиция в будущем.

    В России тоже есть интересные проекты, воплощающие идеи о детском саде, который заботится одновременно и о физическом, и о психологическом благополучии ребёнка.

    Так, в Екатеринбурге в районе Академический введён в эксплуатацию современный детский сад со штукатурным фасадом CAPATECT (Caparol), выкрашенным в яркие солнечные цвета. А в московском районе Южное Чертаново открыли построенный по индивидуальному проекту детский сад «Звёздочка», который имеет не просто красочный, но и очень оригинальный фасад.

    «Чтобы обеспечить благоприятный микроклимат, для внешней отделки здания мы использовали штукатурную систему утепления CAPATECT (Caparol). Стены детского сада украсили необычные геометрические фигуры. Их было решено оживить долговечными фасадными красками CAPAROL, которые обладают способностью к самоочищению от грязи и копоти и не тускнеют многие годы, – рассказывает Сергей Иванников, главный архитектор этого проекта. – Кроме того, в садике созданы особые световые условия благодаря большим окнам нестандартной формы. В итоге обилие солнца в игровых и спальных комнатах положительно влияет на настроение детей».

    Современные технологии для обустройства фасадов позволяют сделать дошкольные образовательные учреждения тёплыми в самые суровые зимы, комфортными в любую погоду и яркими даже в сумрачный день. Дети с удовольствием будут посещать такие детсады, да и вероятность заболеть в них будет несоизмеримо меньше, чем в серых и холодных зданиях.

    Пресс-служба CAPAROL