• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Практически у каждого писателя есть сокровенная тема, волнующая его особенно сильно и лейтмотивом проходящая через все творчество. Для Некрасова, певца русского народа, такой темой стала судьба русской женщины. Простые крепостные крестьянки, гордые княгини и даже падшие женщины, опустившиеся на социальное дно – для каждой у писателя находилось теплое слово. И всех их, столь различных на первый взгляд, объединяла полная бесправность и несчастье, считавшиеся в то время нормой. На фоне всеобщей крепостной повинности судьба простой женщины выглядит еще страшнее, ведь она вынуждена «до гроба рабу покоряться» и «быть матерью сына-раба» («Мороз, красный нос»), т.е. она является рабыней в квадрате. «Ключи от счастья женского», от их «вольной волюшки» давным-давно потеряны – вот к какой проблеме старался привлечь внимание поэт. Так появляется невероятно светлый и сильный образ Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова.
    История судьбы Матрены изложена в третьей части поэмы, так и называющейся: «Крестьянка».

    К женщине странников приводит молва, утверждающая, что если кто из женщин и может быть назван счастливицей, то исключительно «губернаторша» из села Клину. Однако Матрена Тимофеевна Корчагина, «осанистая», красивая и строгая женщина, услышав вопрос мужиков о своем счастье, «закручинилась, задумалась» и даже не хотела изначально ни о чем говорить. Уже стемнело, и месяц со звездами вышел на небо, когда Матрена все же решилась «всю душу открывать».

    Только в самом начале жизнь была добра к ней – вспоминает Матрена. Родная матушка и отец заботились о дочери, звали «касатушкой», холили и лелеяли. Обратим внимание на огромное количество слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: позднехонько, солнышко, корочку и т.д., характерных для устного народного творчества. Здесь заметно влияние на поэму Некрасова русского фольклора – в народных песнях, как правило, воспевается пора беззаботного девичества, резко контрастирующая с последующим тяжелым житьем-бытьем в семье мужа. Автор использует этот сюжет для построения образа Матрены и практически дословно переносит из песен описание жизни девушки с родителями. Часть фольклора вводится в текст напрямую. Это свадебные песни, плач-причитание над невестой и песня самой невесты, а также подробное описание обряда сватанья.

    Как ни старалась Матрена продлить свою вольную жизнь, а все же ее выдают замуж за мужчину, еще и чужого, не из родной деревни. Вскоре девушка вместе с мужем Филиппом покидает дом и отправляется в незнакомый край, в большую и неприветливую семью. Там она попадает «с девичьей холи» в ад, что также передается с помощью народной песни. «Сонливая, дремливая, неурядливая!

    » – так называют в семье Матрену, и каждый старается задать ей побольше работы. Нет надежды и на заступничество мужа: хоть они и одногодки, и Филипп хорошо относится к жене, а все же порой поколачивает («плетка свистнула, кровь пробрызнула») и не подумает облегчить ее жизнь. К тому же он почти все свободное время проводит на заработках, а Матрену «некому любить».

    В этой части поэмы отчетливо становится видна незаурядный характер и внутренняя душевная стойкость Матрены. Другая бы давно отчаялась, а она делает все, как велено и всегда находит повод порадоваться самым простым вещам. Вернулся муж, «привез платочек шелковый / Да прокатил на саночках» – и Матрена запела радостно, как раньше певала в родительском дому.

    Единственное счастье крестьянки – в ее детях. Вот и у героини Некрасова появляется первенец, на которого она не может наглядеться: «Как писаный был Демушка!». Автор очень убедительно показывает: именно дети не дают крестьянке озлобиться, поддерживают в ней воистину ангельское терпение. Великое призвание – растить и защищать своих детей – подымает Матрену над серой обыденной жизнью. Образ женщины превращается в героический.

    Но крестьянке не суждено долго наслаждаться своим счастьем: нужно продолжать работу, а ребенок, оставленный на попечение старику, из-за трагической случайности погибает. Смерть ребенка в то время не была редким событием, это несчастье часто обрушивалось на семью. Но Матрене тяжелее прочих – мало того, что это ее первенец, – так еще и приехавшая из города власть решает, что это сама мать в сговоре с бывшим каторжником дедом Савелием убила своего сына. Как ни плачет Матрена, приходится ей присутствовать при вскрытии Демушки – его «испластали», и эта страшная картина навсегда запечатлелась в материнской памяти.

    Характеристика Матрены Тимофеевны не была бы полной без еще одной немаловажной детали – ее готовности пожертвовать собой за других. Ее дети – вот что остается для крестьянки самым святым: «Лишь деточек не трогайте! За них горой стояла я…». Показателен в этом плане эпизод, когда Матрена принимает на себя наказание сына. Он, будучи подпаском, потерял овцу, и его должны были за это высечь. Но мать бросилась в ноги помещику, и тот «милостиво» простил подростка, велев взамен высечь «дерзкую бабу». Ради своих детей Матрена готова пойти даже против бога. Когда в село приходит странница со странным требованием не кормить детей грудью по средам и пятницам, женщина оказывается единственной, кто ее не послушался. «Кому терпеть, так матери» – в этих словах Матрены выражена вся глубина ее материнской любви.

    Еще одна ключевая черта крестьянки – это ее решительность. Покорная и уступчивая, она знает, когда нужно бороться за свое счастье. Так, именно Матрена из всей огромной семьи решается вступиться за мужа, когда того забирают в солдаты и, упав в ноги губернаторше, приводит его домой. За этот поступок она получает высшую награду – народное уважение. Отсюда и пошло ее прозвище «губернаторша». Теперь в семье ее любят, а в селе считают счастливицей. Но невзгоды и «гроза душевная», прошедшие по жизни Матрены, не дают ей возможности самой отозваться о себе как о счастливой.

    Решительная, самоотверженная, простая и искренняя женщина и мать, одна из множества русских крестьянок – такой предстает перед читателем «Кому на Руси жить хорошо» Матрена Корчагина.

    Описание образа Матрены Корчагиной и её характеристика в поэме помогу учащимся 10 классов перед написанием сочинения на тему «Образ Матрены Тимофеевны в «Кому на Руси жить хорошо»».

    Тест по произведению

    Большая часть поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» под названием «Крестьянка» посвящена русским женщинам. Странники, ищущие счастливого человека среди мужчин, в этой части произведения решили обратиться еще к женщине, и по совету жителей одной из деревень, они обратились к Матрене Корчагиной.

    Исповедь этой женщины покорила их прямотой и глубиной рассказа о прожитых годах. Для этого автор использовал в рассказе героини и метафоры, и сравнения, и народные песни и причитания. Все это в устах Матрены звучит грустно и печально. Но счастлива ли она и какова история ее жизни?

    Детство Матрены было безоблачным. Родилась она в хорошей трудолюбивой крестьянской семье, где не было раздоров. Ее любили и берегли родители. Рано повзрослев, она во всем стала им помогать, тяжело работая, но все-таки находила время и для отдыха.

    Свою юность она также вспоминала с теплотой, ведь была красивой и энергичной и все успевала: и поработать и отдохнуть. Много парней засматривалось на Матрену, пока не нашелся суженый, за которого ее выдали замуж. Мать, оплакивая дочь, причитала, что не сахар ей будет в замужестве, в чужой стороне и чужой семье. Но такова женская доля.

    Все так и случилось. Матрена попала в большую неприветливую семью, за ее словами «с девичьей холи в ад». Ее там не любили, заставляли тяжело трудиться, обижали, да и муж часто поколачивал, ведь в те времена бить женщин было обычным делом. Но Матрена, имея сильный характер, мужественно и терпеливо сносила все тяготы своей подневольной жизни. И даже в этих непростых жизненных обстоятельствах она умела быть счастливой. Вот привезет муж в подарок платок, да прокатит на саночках – и радуется она этим моментам.

    Наибольшим счастьем было для Матрены рождение первенца. Вот тогда она была по-настоящему счастлива. Но это счастье было недолгим. По недосмотру старика, ребенок погибает, а во всем обвиняют мать. Где же брала она силы пережить все это? Но она пережила, как пережила еще немало горя и унижения.

    В своей непростой крестьянской жизни она гордо борется и не впадает в отчаяние. Каждый год рожает детей, отдавая им всю свою любовь. Она решительно заступается за сына и принимает на себя его наказание, она смело идет просить за мужа, чтобы не взяли его на войну. Оставшись в 20 лет сиротой, ей не на кого уже надеяться и некому ее пожалеть. Вот и выработались в ее характере мужество и стойкость.

    Два пожара, эпидемии, голод и другие несчастья выпали на ее нелегкую долю. Но твердости и силе духа этой русской женщины можно только позавидовать. Даже, когда умерла свекровь и Матрена стала хозяйкой, ей не стало легче жить, но она уперто боролась за выживание и она победила.

    Такая вот история жизни Матрены. Вот такие они, русские женщины, были когда-то на Руси!

    Несколько интересных сочинений

      Каждая страна имеет свое культурное и историческое наследие. Такая традиция существует и в России. В нашей стране также храниться много различных экспонатов и реликвий

    • Трагедия совести в драме Гроза Островского сочинение

      В своем произведении Островский описал купеческую семью, в которой дочь Екатерина росла в достатке. Родители разрешали Екатерине делать самостоятельный выбор, и она в праве была делать

    • Сочинение Герасим и Татьяна в рассказе Тургенева Муму
    • Образ и характеристика Насти из рассказа Кладовая солнца Пришвина сочинение

      Главными героями в сказки-были предстает перед нами Настя и Митраша. Их образы сочетают в себе и положительные, и отрицательные стороны характера.

    • Сочинение Каким я увидел Митрофана в комедии Недоросль Фонвизина

      В комедии раскрывается тема неправильного воспитания и подхода к личности человека. Митрофан Простаков вызывает у меня негативное отношение. Он растет глупым, жестоким и необразованным мальчиком

    «Кому на Руси жить хорошо» написано более века назад. Поэма дает яркую характеристику бед и испытаний, через которые пришлось пройти русскому народу, и рисует то, как выглядит счастье для простых мужиков. Произведение озаглавлено извечным вопросом, на протяжении столетий терзающим каждого из нас.

    Повествование предлагает читателю ознакомиться с оригинальной историей. Ее главными героями стали крестьяне, собравшиеся определить сословие, в котором живет счастливый человек. Проводя анализ всех чинов, мужики знакомились с рассказами персонажей, наиболее счастливым среди которых оказался семинарист . Значение фамилии героя в этом случае немаловажно. Счастьем для студента было не материальное благосостояние, а покой и мир на землях родины и благополучие народа.

    История создания

    Поэма создавалась в период с 1863 по 1877 год, и в ходе работы неоднократно менялись персонажи и сюжетный замысел сочинения. Произведение не было завершено, так как автор скончался в 1877 году, но «Кому на Руси жить хорошо» считается цельным литературным опусом.

    Некрасов знаменит четкой гражданской позицией и выступлениями против социальной несправедливости. Он неоднократно поднимал в творчестве проблемы, тревожащие русское крестьянство. Писатель осуждал обращение помещиков с крепостными, эксплуатацию женщин и принуждение детей к труду. После отмены крепостного права в 1861 году долгожданное счастье для простых людей не наступило. Проблему несвободы сменили другие вопросы, касающиеся перспектив самостоятельного ведения крестьянского быта.


    Образы, раскрывающиеся в поэме, помогают проникнуть в глубину задаваемого автором вопроса. Некрасов демонстрирует разницу между счастьем в понимании помещика и простого мужика. Богачи уверены, что главным в жизни является материальное благосостояние, а бедняки почитают за счастье отсутствие лишних бед. Духовность народа описывается посредством и Гриши Добросклонова, которые мечтают о всеобщем довольствии.

    Некрасов в «Кому на Руси жить хорошо» определяет проблемы сословий, выявляя алчность и жестокость богачей, безграмотность и пьянство среди крестьян. Он верит, что, осознав, в чем заключается истинное счастье, все герои произведения приложат усилия к его достижению.

    Матрена Тимофеевна Корчагина – действующее лицо в произведении. В юности она была по-настоящему счастлива, так как это время ее жизни было поистине беззаботным. Родители любили девочку, а она стремилась во всем помочь своей семье. Как и другие крестьянские дети, Матрена была рано приучена к труду. Игры постепенно вытеснялись бытовыми заботами и хлопотами, но быстро взрослеющая девушка не забывала и о досуге.


    Эта крестьянка трудолюбива и активна. Ее внешний вид радовал глаз статностью и настоящей русской красотой. Многие парни имели виды на девушку, и однажды к ней посватался жених. На этом юная и счастливая жизнь до замужества подошла к концу. Воля сменилась укладом, царящим в чужой семье, о чем горюют родители Матрены. Мать девушки, понимая, что муж не всегда защитит дочку, оплакивает ее будущее.

    Жизнь в новом доме и впрямь сразу не задалась. Золовки и родители супруга заставляли Матрену много работать и не баловали ее добрым словом. Единственными радостями красавицы были подаренный мужем шелковый платок да прогулка на санях.


    Отношения в браке нельзя было назвать гладкими, ведь в то время мужья частенько бивали жен, а девушкам не к кому было обратиться за помощью и защитой. Будни Матрены были серыми и однообразными, полными тяжкого труда и попреков родственников. Олицетворяя идеал величавой славянки, девушка безропотно сносила все тяготы судьбы и проявляла могучее терпение.

    Родившийся сын раскрыл Матрену с новой стороны. Любящая мать, она дарит своему ребенку всю нежность, на которую способна. Счастье девушки было недолгим. Она старалась проводить с малышом как можно больше времени, но работа занимала каждую минуту, и ребенок был обузой. Дед Савелий присматривал за сыном Матрены и однажды не доглядел. Ребенок погиб. Его кончина стала трагедией для молодой матери. В те времена подобные случаи происходили часто, но становились невероятным испытанием для женщин.

    Приехавшие в дом полиция, лекарь и становой порешили, что Матрена в сговоре с дедом, бывшим каторжником, специально погубила малыша. Было решено провести вскрытие для установления причин гибели мальчика. Для девушки это становится большим горем, ведь теперь ребенка нельзя похоронить без поругания.


    Образ Матрены – это портрет настоящей русской женщины, стойкой, волевой и терпеливой. Женщины, которую не в силах сломить жизненные перипетии. Спустя время у Матрены вновь появляются дети. Она любит и оберегает их, продолжая трудиться на благо своей семьи.

    Материнский инстинкт Матрены Тимофеевны настолько силен, что ради детей героиня готова на все. Это подчеркивает эпизод, когда сына Федотушку хотел наказать помещик. Осанистая женщина легла под розги, принося себя в жертву вместо собственного ребенка. С таким же рвением она вступается и за мужа, которого хотят забрать в рекруты. Народная заступница дарует спасение семье Матрены.

    Жизнь простой крестьянки непроста и полна горя. Она пережила не один голодный год, потеряла сына, постоянно переживала за дорогих сердцу людей. Все существование Матрены Тимофеевны положено на то, чтобы бороться с несчастьями, встающими на ее пути. Трудности, выпавшие на ее долю, могли бы сломить дух. Зачастую женщины вроде Матрены рано погибали из-за тягот и бед. Но те, кто оставался в живых, вызывали гордость и уважение. Образ русской женщины в лице Матрены воспевает и Некрасов.


    Писатель видит, как она вынослива и терпелива, сколько силы и любви хранит ее душа, насколько заботливой и нежной может быть простая работящая женщина. Он не склонен называть героиню счастливой, но гордится тем, что та не унывает, а выходит победительницей в борьбе за жизнь.

    Цитаты

    В царской России жизнь женщины была чрезвычайно сложной. К 38 годам сильная и величавая Матрена Тимофеевна уже звала себя старухой. На ее долю выпало много бед, с которыми женщина справлялась самостоятельно, поэтому она осуждает мужиков, затеявших искать счастливиц среди баб:

    «А то, что вы затеяли,
    Не дело - между бабами
    Счастливую искать!»

    За стойкость и силу духа героиню стали звать «губернаторшей», ведь далеко не каждая женщина отваживалась на такие геройские действия, которые предпринимала Матрена. Новое прозвище женщина заслужила по праву, но это наименование не принесло счастья. Главная радость для Корчагиной отнюдь не в народной славе:

    «Ославили счастливицей,
    Прозвали губернаторшей
    Матрену с той поры...
    Что дальше? Домом правлю я,
    Рощу детей... На радость ли?
    Вам тоже надо знать!»

    Глава, в которой героиня открывает мужикам глаза на ошибку, называется «Бабья притча». Матрена Тимофеевна признается, что не способна признать себя и других крестьянок счастливыми. На их долю выпадает слишком много гнета, испытаний, гнева помещиков, злости со стороны мужей и родственников, превратностей судьбы. Матрена считает, что среди женщин нет счастливиц:

    «Ключи от счастья женского,
    От нашей вольной волюшки
    Заброшены, потеряны

    Характеристика героя

    Матрена Тимофеевна Корчагина — крестьянка. Этой героине посвящена третья часть поэмы.

    М.Т. — «Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет 38-ми. Красива; волос с проседью, Глаза большие строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла».

    Среди народа о М.Т. идет слава счастливицы. Пришедшим к ней странникам она рассказывает о своей жизни. Ее повествование ведется в форме народных плачей и песен. Тем самым подчеркивается типичность судьбы М.Т. для всех русских крестьянок: «Не дело — между бабами Счастливую искать».

    В родительском доме М.Т. жилось хорошо: у нее была дружная непьющая семья. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, она попала «с девичьей воли в ад». Младшая в семье мужа, она работала на всех, как раба. Муж любил М.Т., но часто уходил на заработки и не мог защитить жену. У героини оставался один заступник — дедушка Савелий, дед мужа. М.Т. повидала на своем веку много горя: терпела приставания управляющего, пережила смерть первенца Демушки, которого, по недосмотру Савелия, загрызли свиньи. М.Т. не удалось вытребовать тело сына и его отправили на вскрытие. Позже другому сыну героини, 8-милетнему Федоту, грозило страшное наказание за то, что он скормил чужую овцу голодной волчице. Мать, не раздумывая, легла под розги вместо сына. Но в неурожайный год М.Т., беременная и с детьми, сама уподобляется голодной волчице. Кроме того, у ее семьи забирают последнего кормильца — мужа вне очереди забривают в солдаты. В отчаянии М.Т. бежит в город и бросается в ноги губернаторше. Та помогает героине и даже становится крестной матерью родившегося сына М.Т. — Лиодора. Но злая судьба продолжала преследовать героиню: одного из сыновей забрали в солдаты, «дважды погорели… Бог сибирской язвою… трижды посетил». В «Бабьей притче» М.Т. подводит итог своей печальной повести: «Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У Бога самого!»

    «Многострадальность» Матрены Тимофеевны.

    (Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»)

    Ход урока.

    1. Эпиграф к уроку:

    Молва идет всесветная,

    Что ты вольготно, счастливо

    Живешь…Скажи по-божески,

    В чем счастие твое?

    « Кому на Руси жить хорошо»

      Вступительное слово учителя. Постановка цели урока и определение задач.

    Поэма Некрасова, ставшая вехой в литературе 19 века, открыла новые пути, новые приемы, новых героев. Какое место в творчестве Некрасова занимала эта поэма? (14 лет писал Некрасов поэму, собирая материал, по его словам, «по словечку». 1863-1877)

    - В каком году рассчитывай.
    В какой земле – угадывай,
    На столбовой дороженьке
    Сошлись семь мужиков.

    Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов? (О реформе 1861 года, по которой освободили крестьян.)

    Лучше ли стала жизнь крестьян, богаче, свободнее? (И перед нами проходят правдивые картины русской действительности. Крестьянская жизнь волнует, Некрасова, крестьянские проблемы… Много тоски и грусти в поэме, много в ней человеческих слез и горя.)

    Вернемся к содержанию и вспомним, какой вопрос волновал мужичков?

    (Чтобы узнать:
    Кому живется весело,
    Вольготно на Руси…,)

    А сейчас давайте определим, что нам нужно сделать сегодня на уроке:

    4. Раскрыть в себе … ()

    2. Вступительное слово учителя:

    Некрасов справедливо считается первым певцом русской крестьянки, изобразившим трагизм ее положения и воспевавшим борьбу за ее освобождение.

    Д ля Некрасова - она символ жизни и ее национального содержания. Назвав свою Музу «родной сестрой», поэт создает идеальные образы потрясающей силы.

    (выступление Мельниковой В «Мороз, Красный нос» , Сапроновой Е «Русские женщины» , Геворгян – «Вчерашний день часу в шестом…» )

    (1863 г. – «Мороз, Красный нос»; 1864 г. – «Орина, мать солдатская»; 1872 – «Русские женщины» и множество стихотворений)

    Тяжелые русые косы

    Упали на смуглую грудь,

    Покрыли ей ноженьки босы,

    Мешают крестьянке взглянуть.

    Она отвела их руками,

    На парня сердито глядит.

    Лицо величаво, как в раме…

    Сразу вспоминаются русские мадонны на полотнах Венецианова, Васнецова и др. (проецируется картина Венецианова « На жатве» и др.) Но героини живописцев, поражающие грацией, спокойствием, одухотворенностью все-таки молчат о тех скорбных песнях, что поет их женская душа. А вот Дарьюшка в поэме « Мороз, Красный нос» и Матрена Тимофеевна открываются нам изнутри.

    3. Учитель:

    В поэме « Кому на Руси жить хорошо» судьба женщины развернута в целую повесть, которую по праву можно назвать « Житие святой Матренушки».

    С глубокой симпатией создан Некрасовым образ Матрены Тимофеевны Корчагиной. Ей посвящена большая часть поэмы, получившая название «Крестьянка». В создании образа «Beличавой славянки» находит выражение некрасовский идеал русской женщины.

    Ее жизнь - типичная жизнь крестьянки той поры.

    Выступления учащихс я: История её жизни? – зачитать текст – выразительно. (Сначала похоронила радость детских лет, потом быстро промелькнуло девичество, затем замужество, а далее - горькая участь невестки, рабыни в мужниной семье.)

    Некрасов показывает читателю, как жила Матрена Тимофеевна в семье мужа, показывает отношение его родных к молодой жене. Кроме адской работы на нее обрушились другие бедствия:
    (ужасная смерть первенца сына, голодный год, гроза, дважды пожар, сибирская язва).

    Вопрос классу Как вы заметили, “Крестьянка” - единственная часть поэмы, написанная от 1-го лица. Как вы думаете, почему Некрасов использует в этой части 1 лицо в повествовании, от лица самой героини?

    (Поэт не случайно избрал в «Крестьянке форму повествования от первого лица , которая придает всему рассказу Матрены Тимофеевны непосредственность и искренность . В ее исповеди раскрывается печальная история русской женщины, которая покоряет странников своей душевной красотой, самоотверженностью, трудолюбием, трогательной любовью к детям.)

    Вопросы классу: 1)Случайно ли,что Матрена предстает перед нами как мать?

    3)Каких событий в жизни Матрены Тимофеевны больше-

    радостных или драматических?

    4) Почему она « губернаторша»?

    5) Счастлива ли она? В чем ее счастье?

    6) Какие особенности речи Матрены Тимофеевны?

    4. Характеристика образа Матрены Тимофеевны (можно строчками из текста):

    определяя черты, которыми наделена наша героиня, мы невольно обращаем внимание на средства художественной выразительности, используемые Некрасовым. Какие? -

    Эпитет – художественное, образное определение, используемое с целью выделения характерных, существенных черт предмета или явления. и приложение.

    Сравнени е – уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.

    Метафор а – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком либо отношении двух предметов или явлений.

    (вспомним эти термины)

    Работа с текстом (глава по объему самая большая, поэтому возьмем небольшие эпизоды, чтобы найти примеры тропов – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей выразительности) – задание по рядам:

    Стр.294 (любовь к дитя)

    Стр. 303 (богатыри русские)

    Стр. 312 или 339 - 340 (вывод)

    внешняя красота

    трудолюбивая

    решительная

    волевая

    самостоятельная

    сильная духом

    умная

    талантливая

    сильная и стойкая женщина , чувство собственного достоинства, гордость , черты богатырского характера русского крестьянства , многострадальная, многокручинная, покоряет своей душевной красотой, самоотверженностью, трудолюбием, трогательной любовью к детям,

    ( Одной из главных черт характе ра некрасовской крестьянки является глубокое чувство человеческого достоинства, умение постоять за себя и близких. готовая в поисках правды дойти до царя, она обращается с жалобой на старосту к губернатору и добивается справедливости. Не покорность судьбе и обстоятельствам, а боль и гнeв движут ее поступками.)

    Матрена Тимофеевна не только сильная духом, она очень одаренная, талантливая женщина (Песни, плачи, причитания (фольклорные танцы) усиливают эмоции, впечатление; помогают выразить боль, тоску, ярче показать, как судьба ее горька. – звучит песня о тяжелой доле женщины-крестьянки )

    Песни, которые она поет, воспринимаются как общеизвестные, их знают и “подхватывают” странники.

    Подведение итога:

    7) Почему жизненные испытания не сломили героиню? Что помогает ей вынести и травлю родных в доме мужа, и трагедию Дёмушки, и унижение, принятое за Филиппушку, и бесконечную тяжёлую работу в доме и в поле? Что, наконец, помогает победить в борьбе за мужа?

    Учитель: О незыблемых основах народной нравственности, целомудрии первого чувства, любви и брака как единственного на всю жизнь, о скромности и достоинстве

    (проецируется особенности образа Матрены и вывод).

    ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОБРАЗА:

      рассказ о судьбе героини идет от 1-го лица, что способствует интонации исповедальности;

      поэт погружает нас в ритм человеческой жизни – от младенчество до смерти; жизнь предстает как одно из проявлений божественной природы;

      обилие народных обрядовых песен в качестве иллюстрации жизни Матрены Тимофеевны как одной судьбы из многих судеб помогает создать обобщенный портрет русской женщины.

    Учитель. вывод

    Работой над образом Матрёны Тимофеевны завершил Некрасов своё поэтическое исследование русского женского характера.

    Не только выносливость и способность к неустанному труду, твёрдость и воля в борьбе с препятствиями, но и сохраняемое в испытаниях “золото сердца” - неотъемлемые качества его героя. Богатство и щедрость души, которой хватает и на любовь к мужу и детям, и на ласку к старикам-родителям и дедушке, чуткая отзывчивость к красоте природы, христианское самопожертвование и великое умение прощать, не помнить зла, а также способность быть благодарной – замечательные национальные свойства, сконцентрированные поэтом в образе Матрёны Тимофеевны.

    Образ Матрёны получил особый обобщающий смысл благодаря тому, что жизненные впечатления и знания о крестьянах своего времени Некрасов соединил с поэтическим творчеством народа, запечатлевшем исторические традиции и свойства национальной жизни.

    5. Читаешь произведение и понимаешь, как несуетно прекрасно прожита жизнь Матреной Тимофеевной – в постоянном труде, радостях и скорбях материнства и борьбе за семью, дом мужа и согласишься с Чуковским, что поэма эта « дышит беспредельной радостью о русском народе, силе и правде, о несокрушимых основах его бытия». Это – о Матрене великомученице.

    (проецируется образ святой)

    Учитель: Чувство собственного достоинства, духовная сила, способность к самопожертвованию, терпение и кротость – вот те черты характера, которые помогают героине преодолеть житейские беды, заслужить уважение окружающих и казаться со стороны счастливым человеком, женщиной.

    И все же мы понимаем, что спасает Матрену Тимофеевну лишь собственная душевная сила. Да, беспросветным казалось будущее женщины на Руси. С каждым годом все трудней было жить и содержать семью. И не случайно рассказ
    Матрены Тимофеевны заканчивается притчей о потерянных ключах от женского счастья:


    Ключи от
    счастья женского,

    От нашей
    вольной волюшки

    Заброшены,
    потеряны

    У Бога
    самого!

    Едва ли предвидели женщины времен Некрасова, что кончатся наконец все муки и
    страдания и появится возможность шагать в ногу с мужчинами. Установленное
    равноправие и свобода женщин создают еще более яркий контраст между женским образом Некрасова и образом женщины наших лет.

    6. Творческая работа (составить текст-вывод к сегодняшнему уроку, используя данные слова. 5-8 предл.):

    - Некрасов, судьба женщины , «Крестьянка», покоряет своей душевной красотой, жизнь Матрены Тимофеевны , христианское самопожертвование, живописцы, многострадальность, обобщающий смысл, несокрушимость.

    Тема тяжелой женской доли волнует и других писателей 19 века, да и во все времена, (слово предоставляется ученице – Тимец К. Достоевский «Преступление и наказание», Островский «Гроза» и др.)

    7 . Рефлексия .

    Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

    1. Продолжать … (искать ответ вместе со странниками, кто на Руси счастлив)

    2. Определить … (счастлива ли Матрена Тимофеевна, как утверждают жители соседней деревни)

    3. Рассмотреть … (какие испытания судьба приготовила М.Т.)

    4. Раскрыть в себе … ()

    1. на уроке я определил(а), что…

    2. для себя открыл(а) …

    3. почувствовал(а) …

    4. хочу на следующем уроке …

    8. Спасибо вам ребята за урок . Выставление оценок.

    Доля ты! – русская долюшка женская!

    Вряд ли труднее сыскать.

    Не надо мне ни серебра,

    Ни золота, а дай Господь,

    Чтоб землякам моим

    И каждому крестьянину

    Жилось вольготно, весело

    На всей святой Руси!

    9. Домашнее задание. Постановка проблемного задания:

    Почему мужичкам не удалось найти того, кому « … жилось вольготно, весело на всей святой Руси!»

    Глава «Пир на весь мир»

    Все будет хорошо! Ты только в это верь!

    Ведь Счастье, что ушло, опять стучится в дверь!

    Все будет хорошо! Прости и не грусти!

    Обиды – это зло, их тяжело нести.

    Всё будет хорошо! Все к радости пути!

    Старайся всей Душой не плакать, а цвести!

    В окошко посмотри: то снег, то дождь пошёл.

    Прекрасен этот Мир! Всё будет хорошо!